Соблюдение речевых норм (56) Задание 4.
1. Укажите вариант, в котором во всех словах пишется ъ.
А) раз..яснить, с...житься от холода, сер..езный;
В) об..единиться, друз..я, об..учить, с..есть суп;
C) обез..Яна, об..ект, медвеж.. я услуга, безаварийный;
D) пред..явить пропуск, обезжать вокруг, об. явление, под..езд.
2. Укажите строчку, где в суффиксе имени прилагательного пишется только -Н-.
А) стеклянный, оловянный, деревянный, маслян (н) ый насос;
В) ледян(н)ой, песчанный, серебрянный, комарин(н)ый;
С) пламен(н)ый, здоровенный,безветрен(н)ый, румянный;
D) юн(н)ый, прян(н)ый, торжественный, соломенный.
3. Укажи строчку, в которой -НЕ- с прилагательным пишется слитно.
A) (не)чистый, а грязный воздух, ничем (не) известный музыкант, (не)сладкий чай ;
В) (не) хороший поступок, (не)высокий дом, (не)вежливый, а грубый человек;
C) (не) интересная книга, (не)брежный ответ, (не)взрачный вид. (не)глубокий овраг;
D) дерево (не) высокое, но стройное, очень (не)смелый поступок, (не)простая зада
4. Укажи в каком ряду сложные существительные пишутся через дефис.
A) (пол) ватрушки, (пол) лимона, (полу) станок, (пол) Москвы :
В) (унтер) офицер, (вице) канцлер, (Гранд) отель, (пол) апельсина;
C) (фото) салон, (пол) гроша, (земле) ройка, (купля) продажа;
D) (экс) чемпион, (макрокосмос, (пол) реки, (метео) станция.
5. Укажи в каком ряду во всех словах пишется -И-.
А) сыноч..к, звоноч..к, шалаши..к, кусоч..к;
В) птенч..к, огурч..к, бант..к, самоварч..к;
C) человеч..к, цветоч..к, карандаш..к, клубоч..к;
D) песоч..к, горош..к, рисуноч..к, манеж.к.
1) С. А. Золотарев, анализируя ошибки современных школьников, приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.
2) Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются «новые методы». Конечно, не новые методы сами по себе — их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, — а то «усердие не по разуму», которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. Пора вспомнить мудрое изречение, что суббота для человека, а не человек для субботы. Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, — это грамотность и умение читать книгу (и то и другое, конечно, и в узком, и в широком смысле). Методы же надо предоставить специалистам, ученым советам, исследовательским институтам, лабораторным школам, педагогическим обществам, съездам и т. п. Вопрос о методах — сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом и не научают своих питомцев тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах.
3) Немаловажным является и вопрос о книгах. На разных коллоквиумах приходится поражаться малой начитанности наших школьников. Между тем механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением (я не буду здесь разбирать сложного вопроса о роли чтения в процессе создания грамотности; но что оно имеет большое значение в этом деле, не подлежит сомнению). Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков (к этому вопросу я надеюсь вернуться еще в особой статье), и читать их в большом количестве. Отчасти здесь может быть вина и школы, которая не умеет организовать этого чтения; но главную роль, — ибо чтение это должно быть самостоятельное и свободное, — здесь, по-видимому, играет большой недостаток книг, особенно в провинции.