Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.
Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.
Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась, что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.
Однажды Сережа Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.
С тех пор синичка каждое утро будила Сережу.
(По В. Чаплиной)
О чем это текст? Какова тема текста?
Как мы можем озаглавить этот текст? (озаглавьте и запишите в тетрадь)
Каков тип этого текста?
А какая часть речи развивать действие?
– Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы
ЛЮБОВАЛСЯ - ЛЮБОВАТЬСЯ
ПОДВЕШИВАЛ - ПОДВЕШИВАТЬ
ДОГАДЫВАЛАСЬ - ДОГАДЫВАТЬСЯ
ПОСТУКИВАЛ - ПОСТУКИВАТЬ
– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.
– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.
(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)
– Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам ЛЮБОВАТЬСЯ ЛЮБУЮСЬ
ПОДВЕШИВАТЬ ПОДВЕШИВАЮ
ДОГАДЫВАТЬСЯ ДОГАДЫВАЮСЬ
ПОСТУКИВАТЬ ПОСТУКИВАЮ
– Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?
(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).
– Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов
А различием является то, что слово состоит одного слова (состоит из морфем), а словосочетание из нескольких объединенных слов. Словосочетание описывает предмет более развернуто. Например: слово- аквариум, словосочетание- пустой аквариум.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. (из каких частей)
Связь в словосочетании: СУП:D (Согласование, Управление, Примыкание)
Типы связи и чем согласуются словосочетания:
Согласование- род, падеж, число;
Управление- косвенный падеж;
Примыкание- порядок слов, интонация и просто лексическое значение.
Согласование и Управление- можно использовать служебные слова.
Модели словосочетаний:
-глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога);
- глагол + инфинитив или деепричастие;
- глагол + наречие
-существительное + существительное;
-существительное + инфинитив
-прилагательное + наречие;
- прилагательное + существительное (местоимение);
- прилагательное + инфинитив;
- наречие + наречие;
- наречие + существительное.
Вроде, все:)
по причине таяния снегов, люди, часто падают
вопреки угрозам, я решился пойти в школу
во избежании драки, я попытался договориться с ребятами
согласно времени, мои друзья, уже должны были прийти
не смотря на сложившуюся ситуацию, я смогла ее разрулить
в соответствии с моими планами, я должна успеть все сделать
ввиду множества наехавших, было невозможно проехать
по причине дождя, я не вышла сегодня на улицу
вследствии приезда гостей, я не успела на учебу
благодаря семейным обстоятельствам, я не хожу в школу