Сделать анализ текста! выделяют следующие типы лексических метафор [кудрявцева 1988; скляревская 1993; козинец 2000б; москвин 2006]: внешняя (i степень), внутренняя (ii степень), ассоциативная (iii степень), экспрессивная (iv степень). ассоциативная см (iii степень). ассоциативная см – результат обнаружения скрытых, ассоциативных связей сравниваемых предметов, явлений. во многих случаях установить четкую семантическую связь невозможно, поскольку мотиватор может быть связан с мотивированным словом «не через отдельный компонент лексического значения, а скорее через ассоциацию, связанную со словом-мотиватором» [матвеева 1979: 118]. в основном ассоциативная см базируется на четких, часто устойчивых ассоциациях. важная роль в формировании семантики см принадлежит форманту: моргать ‘непроизвольно быстро опускать и поднимать веки и ресницы; мигать’ > проморгать ‘упустить, не заметить прозевать’. переносное значение производного ассоциируется со следующей ситуацией: когда человек моргает, то в это мгновение не видит. значение поддерживается семантикой словообразовательного типа (ср.: проглядеть, прозевать, прокараулить, пропустить). экспрессивная см (iv степень). экспрессивная метафора образуется так же, как и ассоциативная, в результате актуализации ассоциативных и коннотативных признаков, однако в отличие от ассоциативной см, характеризуется слабой, практически не ощутимой связью с мотивирующим; она всегда стилистически снижена и обладает яркой оценочностью. в формировании семантики экспрессивной см ведущая роль часто принадлежит форманту: дракон ‘сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных’ > раздраконить ‘сильно разругать’ ( значение производного базируется, по-видимому, на коннотациях, обозначающих негативное отношение к чему-л. (дракон ассоциируется со злобой, жестокостью). важная роль в формировании значения производного принадлежит префиксу раз-, обозначающему ‘интенсивность, полноту действия’ (разругать, разгромить, разобидеть). (козинец с.б. словообразовательная метафора в языке. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. – москва, 2009)