Итак, нас интересует старший школьный возраст и представления школьников о своей временной перспективе, попробуем обозначить данную проблему в рамках подхода Л.И. Божович. Рассмотрим ее в нескольких аспектах.
По словам Л.И. Божович, для подростка очень важным является сформированность "внутренней позиции школьника", то есть восприятие и переживание учения как общественно важной деятельности, а себя - как члена единого учебно-трудового коллектива. Л.И. Божович говорит о том, развитию чего данная позиция по ее утрате или нарушению. Подростки объединяются в неформальные группировки в основном имеющие общественно отрицательную направленность. Когда ребенок теряет широкие перспективы своей будущей жизни, у него возникают новые интересы, чуждые школе и учению, он "приобретает целый ряд общественно отрицательных навыков и привычек". Следует обратить внимание на ту роль, которое общество играет в развитии ребенка. Именно оно дает то содержание, на основе которого формируется представление ребенка о своем будущем, формируется его внутренняя позиция и вообще его развитие получает просоциальную направленность. Именно оно, выраженное в разных инстанциях (семья, учителя, школа, трудовой коллектив) дает ребенку аффективного переживания, реагирования на данное содержание посредством воспитательных воздействий.
При рассмотрении в другом аспекте, временная перспектива, как видеть себя в будущем, присутствие определенных жизненных целей, существование сложившегося научного и морального мировоззрения, не только становятся побудителем поведения, но и выполняет функцию организации всех других его потребностей и стремлений, в том числе и формировании иерархии мотивов. Еще раз акцентируем внимание на формировании морального мировоззрения. Оно воплощает в себе нравственные стремления школьников и таким образом, организует и сами эти побуждения, и связанное с этим поведение. Моральное мировоззрение формируется задолго до старшего школьного возраста, но только в юношеском возрасте его влияние на деятельность, отношения и поведение становится особенно заметным.
Еще один аспект проблемы временной перспективы. Л.И. Божович рассматривает подростковый кризис и связывает его с возникновением в этот период уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка познать самого себя как личности, обладающей присущими именно ей качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Л.И. Божович ставит проблему взросления. "Расхождение между стремлениями подростка, связанные с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще туманным
По словам Л.И. Божович, для подростка очень важным является сформированность "внутренней позиции школьника", то есть восприятие и переживание учения как общественно важной деятельности, а себя - как члена единого учебно-трудового коллектива. Л.И. Божович говорит о том, развитию чего данная позиция по ее утрате или нарушению. Подростки объединяются в неформальные группировки в основном имеющие общественно отрицательную направленность. Когда ребенок теряет широкие перспективы своей будущей жизни, у него возникают новые интересы, чуждые школе и учению, он "приобретает целый ряд общественно отрицательных навыков и привычек". Следует обратить внимание на ту роль, которое общество играет в развитии ребенка. Именно оно дает то содержание, на основе которого формируется представление ребенка о своем будущем, формируется его внутренняя позиция и вообще его развитие получает просоциальную направленность. Именно оно, выраженное в разных инстанциях (семья, учителя, школа, трудовой коллектив) дает ребенку аффективного переживания, реагирования на данное содержание посредством воспитательных воздействий.
При рассмотрении в другом аспекте, временная перспектива, как видеть себя в будущем, присутствие определенных жизненных целей, существование сложившегося научного и морального мировоззрения, не только становятся побудителем поведения, но и выполняет функцию организации всех других его потребностей и стремлений, в том числе и формировании иерархии мотивов. Еще раз акцентируем внимание на формировании морального мировоззрения. Оно воплощает в себе нравственные стремления школьников и таким образом, организует и сами эти побуждения, и связанное с этим поведение. Моральное мировоззрение формируется задолго до старшего школьного возраста, но только в юношеском возрасте его влияние на деятельность, отношения и поведение становится особенно заметным.
Еще один аспект проблемы временной перспективы. Л.И. Божович рассматривает подростковый кризис и связывает его с возникновением в этот период уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка познать самого себя как личности, обладающей присущими именно ей качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Л.И. Божович ставит проблему взросления. "Расхождение между стремлениями подростка, связанные с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще туманным