Самостоятельная работа по теме “Частица”
Часть 1.
1. В какой строке все слова являются частицей?
1. Вон, из-за, бы
2. Вот, ли, не
3. Словно, вряд ли, но
4. Как, то, также
2. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
1. Писатель включил в роман элемент расследования, именно это привлекло читателей.
2. Только у одного Павлика были свои, особые мысли.
3. Вон теперь в овраг толкает одичалого коня.
4. Вряд ли эта книга заинтересует читателей.
3.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
1. Знал(бы) ты, как красив был закат!
2. Ну(ж) был денѐк!
3. Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалѐнная пожаром, французу отдана?
4. Едва(ли) он закончит доклад за вечер.
4. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
2. На небе нет н.. облачка.
3. Он стоял н.. жив н.. мертв.
4. В комнате н.. души.
5. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
1. (Ни)кто не обратил внимания, (ни)когда на жалел
2. (Ни)в чѐм не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
3. (Ни)ответа (ни)привета.
4. (Ни)кого не вижу, (не)у кого с В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины.
1. 1, 2, 4 2. 1, 3 3. 2, 4 4. 1,2,3,4 А
7. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?
1. Афиши (не)расклеены, (не)изъяснимая радость
2. (Не)обладающий знаниями, задача (не)решена
3. (Не)во что верить, (не)зыблемый
4.(Не) мог(не) верить, (не)куда идти
8. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Среди ещѐ (не)одетых деревьев черѐмуха была зелѐная.
2. При проверке они (не)дополучили необходимых документов.
3. Задача далеко (не Он шѐл по дороге, (не)смотря под ноги.
9. Укажите предложение с формообразующей частицей.
1. Он не приехал сегодня.
2. Неужели это правда?
3. П у с к а й станет больше новоселий.
4. Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы
10.Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
1. Что(то), кто(нибудь), (кое)(о)чѐм, неужели(ли).
2. Почему(то), где(либо), (кое)(с)кем, где (бы) то ни было.
3. Скажи(ка); так (же), как и; (кое)(к)кому, чей(нибудь).
4. Послушай(ка), (кое)кто, какой(то), сколько(нибудь).
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания .
(1)Слово самая удивительная вещь на свете. (2)Смотрите, какие удивительные результаты достигнуты
благодаря речи. (3)Попробуйте представить себе. (4)Что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. (5)Не
было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними
литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека! (6)Слово может ранить
больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. (7)Оно может потрясти массы людей, побудить к действию
целые народы.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Слово самая удивительная вещь на свете.
2. Если не было бы речи, то не было бы литературы и науки.
3. Если бы не было бы культуры, то не было бы речи.
4. Словом можно ранить и отравить.
2. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
3. В каком значении употреблено слово «потрясти» в предложении 7?
1. Заставить дрожать, сотрясаться.
2. Сильно взволновать.
3. Сильно тряхнуть.
4. Тряхнуть несколько раз.
4. Из предложения 4 выпишите частицы.
5. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
6. Из предложения 5 выпишите формообразующую частицу.
7. Какой частью речи является слово достигнуты (предложение 2)?
8. Из предложения 5 выпишите противительный союз
Однажды мама отправила меня в магазин за хлебом. Денег было немного, как раз на половинку белого и кирпичик бородинского. Я спросила :"Мама, можно я возьму с собою Лену и Марину ?"( Лена и Марина были мои лучшие подружки мы везде бегали вместе). "Конечно, сказала мама, - вместе и быстрей, и веселей". Мы помчались с девчонками в магазин, но того хлеба, что говорила мама. не было. Я растерялась. а продавец сказал :"Не беда. бери другой, вот батон свежий привезли, видишь, как хорошо его разбирают". Но я почему-то решила, что мама будет ругать меня за такую замену и мы ушли из магазина. Другого магазина рядом с домом не было, а дальше нам ходить без взрослых не разрешали. Я стояла на пороге магазина с монетками, зажатыми в кулаке, и вдруг меня осенила радостная мысль: а что, если так все случилось и я сэкономила деньги, то почему бы мне не угостить подруг мороженым. Я крикнула: "Девчонки, кто хочет мороженого? "Хотели обе, но рассудительная Лена сказала: "Ведь надо спросить разрешение у мамы? " "А зачем? - сказала я. - Деньги-то все равно остались. Значит, они- лишние". Мы свернули к лотку с мороженым . выбрали себе три сливочных мороженых в стаканчике и веселые вернулись во двор. Ребята посматривали на нас с легкой завистью. Когда мороженое было доедено, я поднялась домой, чтоб отчитаться о покупках. Мама внимательно выслушала, тяжело вздохнула и сказала: "А ведь это были - последние деньги на сегодня. А зарплата только послезавтра. Я не буду тебя ругать за поступок. Ты хотела устроить друзьям праздник. Это - хорошо. Только в следующий раз спрашивай разрешения у того. кто дал тебе деньги Ведь они - не твои. они -семейные.. А наша семья, что ж поделать, пару дней проживет без хлеба". И она опять вздохнула. Я вышла на улицу и почему-то начала реветь. Елена Павловна, наша соседка, села рядом на лавочку, тихонько узнала причину моих слез, и ничего не стала говорить. А вечером она принесла нам кусок каравая. испеченного ее собственными руками. ОН источал теплый волшебный аромат и просто звал к столу. От такого дара не откажешься. Хлеб был вкусный. А урок был на всю жизнь ( история, между прочим, непридуманная)
( это сугубо мое личное мнение, если что )Автор, как мне кажется, относится к этой ситуации с неким юмором. Этот отставной чиновник отличается от других, он пытается оживить эту рутину из балов и приемов. Думаю, что здесь проблема лишнего человека, ведь "появление полупомешанного чиновника со своей свитой возбуждало всеобщий хохот". Он похож на белую ворону, или света луч среди темных туч ( наверное, загнула ). Тут как бы смешиваются и смех, и юмор, и грусть от нынешнего положения дел, и ограниченность некоторых индивидов...