Драма А Н . Островского « Бесприданница »— психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями. Лариса Огудалова — незаурядная личность, значительно выделяющаяся из окружающей ее среды. Она красива, образованна, талантлива — поет и играет на разных музыкальных инструментах. Это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей, но эти же гости насмешливо оценивают ее глубокое чувство к Паратову. «Какая чувствительная! » — смеется Вожеватов. Они же осуждают Ларису за ее «простоватость» — ведь бесприданницам нельзя говорить правду. Оказывается лучшие стороны натуры девушки — искренность, естественность, умение глубоко любить — могут расцениваться как недостатки в том обществе, где главное достоинство невесты — ее богатое приданое. Девушка в русском обществе не личность, а только невеста (об этом писал еще В. Г. Белинский) , а значит, ее цель — заманивание потенциальных женихов. На этом настаивает мать Ларисы, вопреки протестам дочери: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески» . Полюбив Паратова, который кажется ей «идеалом мужчины» , Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование: Паратов внезапно уехал без объяснения причин. Душевные переживания покинутой девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию по адресу Огудаловых . Поэтому согласие Ларисы на брак с Карандышевым — вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет «погордиться и повеличаться» , что совершенно равнодушен к чувствам девушки. «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» — вот что движет поведением Карандышева. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее цыганским табором» , любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, — он слишком тщеславен и себялюбив. Но и вернувшийся Паратов не принесет Ларисе радости и покоя Он уехал по необходимости, как он объясняет свое имение от действий нерадивых управляющих Он знает, что он виноват перед Ларисой, и известие о ее замужестве его даже радует: «...значит, старые счеты покончены» , и можно снова к ним приехать. Но самая большая беда в том, что Лариса его идеализировала. Слепо доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: «У меня.. . ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» . Так же он открыт и перед Харитой Игнатьевной: «Хочу продать свою волюшку», — говорит он ей о предстоящей женитьбе. Свое увлечение Ларисой в он расценивает как глупость: если бы он на ней женился — «вот бы людей-то насмешил! » Тема торга, власти денег красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. При встрече он театрально упрекает девушку и заодно всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в своей над нею власти, в том, что она его еще любит. И требование его к Ларисе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу — тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя чванно и напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая, что поездка эта решит все: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге» . Репутация ее как порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит! Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который встанет перед девушкой.
Сочинение "Сон Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов» "
Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание - его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать, деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых, захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден, но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет «обломовщина» . В это понятие входят непобедимая лень, апатия, безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки «обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова. Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос Обломов. Детство героя во времена крепостного права, но автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества. В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох, когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают, что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива. Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака. Главной заботой обитателей Обломовки является пища. Ог голода никто не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи: «Об обеде совещались целыми домом.. . Всякий предлагал свое блюдо.. . » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов. Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку? Детство Обломова в атмосфере беспечности и безделья. Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет непри к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой, чтобы дитя не перетруждалось.
Лариса Огудалова — незаурядная личность, значительно выделяющаяся из окружающей ее среды. Она красива, образованна, талантлива — поет и играет на разных музыкальных инструментах. Это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей, но эти же гости насмешливо оценивают ее глубокое чувство к Паратову. «Какая чувствительная! » — смеется Вожеватов. Они же осуждают Ларису за ее «простоватость» — ведь бесприданницам нельзя говорить правду. Оказывается лучшие стороны натуры девушки — искренность, естественность, умение глубоко любить — могут расцениваться как недостатки в том обществе, где главное достоинство невесты — ее богатое приданое.
Девушка в русском обществе не личность, а только невеста (об этом писал еще В. Г. Белинский) , а значит, ее цель — заманивание потенциальных женихов. На этом настаивает мать Ларисы, вопреки протестам дочери: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески» . Полюбив Паратова, который кажется ей «идеалом мужчины» , Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование: Паратов внезапно уехал без объяснения причин. Душевные переживания покинутой девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию по адресу Огудаловых . Поэтому согласие Ларисы на брак с Карандышевым — вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет «погордиться и повеличаться» , что совершенно равнодушен к чувствам девушки. «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» — вот что движет поведением Карандышева. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее цыганским табором» , любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, — он слишком тщеславен и себялюбив. Но и вернувшийся Паратов не принесет Ларисе радости и покоя Он уехал по необходимости, как он объясняет свое имение от действий нерадивых управляющих Он знает, что он виноват перед Ларисой, и известие о ее замужестве его даже радует: «...значит, старые счеты покончены» , и можно снова к ним приехать. Но самая большая беда в том, что Лариса его идеализировала. Слепо доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: «У меня.. . ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» . Так же он открыт и перед Харитой Игнатьевной: «Хочу продать свою волюшку», — говорит он ей о предстоящей женитьбе. Свое увлечение Ларисой в он расценивает как глупость: если бы он на ней женился — «вот бы людей-то насмешил! » Тема торга, власти денег красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. При встрече он театрально упрекает девушку и заодно всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в своей над нею власти, в том, что она его еще любит. И требование его к Ларисе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу — тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя чванно и напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая, что поездка эта решит все: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге» . Репутация ее как порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит! Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который встанет перед девушкой.
Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова
«Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание
- его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать,
деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых,
захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден,
но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет
«обломовщина» . В это понятие входят непобедимая лень, апатия,
безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки
«обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель
вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова.
Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно
возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу
и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос
Обломов. Детство героя во времена крепостного права, но
автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества.
В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве
и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке
редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер
никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража
гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают
друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох,
когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на
четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают,
что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива.
Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака.
Главной заботой обитателей Обломовки является пища. Ог голода никто
не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи:
«Об обеде совещались целыми домом.. . Всякий предлагал свое блюдо.. . » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное
подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов.
Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку?
Детство Обломова в атмосфере беспечности и безделья.
Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было
здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет
непри к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал
от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за
него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел,
что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего
не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре
воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после
давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что
взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась
с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом
с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой,
чтобы дитя не перетруждалось.