с тестом по тексту:Пришла весна.По мокрым улицам журчали торопливые ручьи.Все стало ярче,чем зимой:и дома,и небо,и лучистое солнышко.От весеннего солнца жмуришь глаза,такое оно яркое.А греет так ласково,точно гладит всех. В садах лопнули почки деревьев.Шоколадные чешуйки лопаются,и показываются зеленые хвостики.И лес, и сад по-особому пахнут-зеленью,оттающей землей,чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются.Запах черемуховых почек напоминает белые кисточки ее цветов.А у березы свои особый аромат,нежный и легкий. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенели радостные трели птиц.Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.Свистит,переливается на все лады молодой,зеленеющий лес. Радостно,молодо и на небе,и на земле,и в сердце человека. Во Запиши 2 во по тексту,которые начинались бы со словами а)как... б)чем 2)выпиши из текста 4 имени прилагательных. 3)определи род каждого имени прилагательного: от весеннего(...р.)солнца, за особый(...р.) аромат, у свежего(..)ветра,про весеннюю(...)песню. 4)определи и запиши падеж каждого имени прилагательного: по мокрым(..п.)улицам,у весеннего(..п.)солнца, радостными(_п)песнями, о яркой(_п) зелени
письмо № 155, с. 212-213.
< москва, октябрь 1947 г.>
милый коля бирюков,
ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать причастия1. ведь язык ты и без того знаешь.
я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. но должен сказать, что знание склонений, спряжений, причастий и даже деепричастий, то есть знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.
тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. научившись с малых лет говорить, он склоняет, спрягает, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые научили его говорить, сами владеют хорошей речью.
но такого человека легко сбить с толку. он может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. ведь он не изучал правил языка и не знает, что правильно и что неправильно.
да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения он научился бессознательно, как научился ходить.
этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.
играть на любом музыкальном инструменте можно и без нот - по слуху. но тот, кто занимается серьезной музыкой, а не подбирает одним пальцем "чижика", никогда не довольствуется игрой по слуху.
конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе.
кроме того, она учит нас правильно писать.
если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. будешь до старости делать самые грубые ошибки. это, я думаю, ясно и без доказательств.
не знаю, удалось ли мне убедить тебя в том, что грамматику изучать необходимо и полезно. если ты остаешься при своем мнении, напиши мне, и мы еще поспорим.