с тестом
1. Укажите сложное предложение с различными видами связи: бессоюзием и подчинением.
а) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые. 6) Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учиться.
в) Побелели земля и крыша, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом. ( )
2. Укажите присоединения придаточных к главному.
Только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперёд, знает, что надо сделать за свою жизнь.
а) Однородное подчинение; б) неоднородное подчинение;
в) последовательное подчинение; г) параллельное подчинение. ( )
3. Укажите предложение, соответствующее схеме.
[..., (где),...], (что..., (где...), ).
а) Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчёлы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели.
б) Серый сумрак рассвета стоял над ним, и нечто беспредельно серое, огромное, кипящее уходило в высоту, двигалось гигантскими дымными глыбами, а он не мог повернуть голову, чтобы полностью увидеть это серое, непонятное, огромное...
в) Серпилин, слушая тишину здесь, где в ожидании наступления стояла его дивизия, хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идёт главная война,— на юге, в голых степях на пути к Ростову, или на юго-западе, тоже в степях, или на Воронежском фронте.
г) Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила. ( )
4. Укажите схему предложения.
Ему повезло: где-то на чердаке он откопал сундук с русскими книгами, и среди всего оказалось полное собрание сочинений Толстого.
а) [ ], и [ ], ( ), ( ). б) [ ]: [ ], и [ ]. в) [ ], (где), [ ]. г) [ ]: [ 2 ] [ 3 ]. ( )
5. Укажите предложение, в котором запятая между двумя подчинительными союзами (или относит. словом и подчинительным союзом) не ставится.
а) Ей попробовали рассказать, что говорил доктор: но оказалось, что (?) хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал.
б) Надо любить труд. Не только любить, но честно относиться к труду, твёрдо при этом памятуя, что (?) если человек живёт, питается и не работает, то это значит, что он поедает чужой труд.
в) Липа и Прасковья немножко отстали, и (?) когда старик поравнялся с ними, Липа поклонилась низко и сказала: «Здравствуйте, Григорий Петрович». г) Прасковья никак не могла привыкнуть к тому, что её дочь выдана за богатого, и (?) когда приходила, то робко жалась в сенях, улыбаясь и ей высылали чаю и сахару. ( )
6. Укажите предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить точку с запятой.
а) Там, где в берег плещется волна, не шутя берёза загрустила (?) загрустив, заплакала она, ветки долу низко опустила.
б) Матери казалось, что с течением времени сын говорит всё меньше (?) и в то же время она замечала, что порою он употреблял какие-то новые слова, непонятные ей, и привычные для неё грубые и резкие выражения выпадают из его речи.
в) Предметы, которые окружали нас, потеряли свою форму (?) всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. ( )
7. Укажите ошибку в постановке знака препинания.
Как плавающий в небе ястреб (1), давши много кругов сильными крылами (2), вдруг останавливается (3), распластанный среди воздуха на одном месте (4), и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела (5) — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. ( )
8. Спишите, расставьте знаки препинания.
1. Уже давно село солнце но лес еще не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.
2. Когда он уже всходило солнце курган заслонял его собою.
3. В саду было и росли одни только дубы они стали распускаться только недавно так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой столиками и качелями.
4. Весь день стояла прекрасная погода но когда мы подплывали к Одессе пошел сильный дождь. ( )
9. Укажите ошибку в анализе предложения.
Когда знаешь науку о земле, ты можешь взглянуть на горы и равнины нашей страны новыми глазами, как смотрит на строчки книги человек, который научился грамоте. 1) Предложение сложное с союзной подчинительной связью. 2) Состоит из четырёх предложений с однородным подчинением. 3) Главное предложение: Ты можешь взглянуть... Двусоставное. 4) 1-ое предложение — придаточное условия.
5) Последнее предложение — придаточное определительное. ( )
10. Спишите, составьте схему предложения.
Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... ( )
Звук барабанов становился все тупее и тише,
и вдруг на него налетела, смяв и повалив его, весёлая волна оркестра. Это подхватила темп полковая музыка,
и весь полк сразу ожил
и подтянулся. Одна за другой отходили полуроты,
и с каждым разом все ярче, возбуждённей и радостней становились звуки полкового марша. Теперь Ромашов один. Плавно
и упруго приближается он к заветной черте. Голова его дерзко закинута назад
и с гордым вызовом обращена влево. «Конечно, генерал похвалил,
но отчего же солдаты не отвечали? … Что случилось?» <…> Что-то зашуршало
и мелькнуло на той стороне выемки, на самом верху освещённого откоса. Только по движению тени
да по лёгкому шороху осыпавшейся земли можно было уследить за ним. (По А. И. Куприну)
Объяснение:
Надеюсь правильно
Звук барабанов становился все тупее и тише, и вдруг на него налетела, смяв и повалив его, весёлая волна оркестра. Это подхватила темп полковая музыка, и весь полк сразу ожил и подтянулся. Одна за другой отходили полуроты, и с каждым разом все ярче, возбуждённей и радостней становились звуки полкового марша. Теперь Ромашов один. Плавно и упруго приближается он к заветной черте. Голова его дерзко закинута назад и с гордым вызовом обращена влево. «Конечно, генерал похвалил, но отчего же солдаты не отвечали?.. Что случилось?» <…> Что-то зашуршало и мелькнуло на той стороне выемки, на самом верху освещённого откоса. Только по движению тени да по лёгкому шороху осыпавшейся земли можно было уследить за ним.