. С каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.) 2. Что хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет; (очи) разболелись, глядючи; не видать (друга); вьется (вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не сводит?
Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.
3. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с которого можно продолжить развитие действия.)
4. Расскажите, какими вам представляются царь и царица?
5. Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?
6. Какую интонацию нужно задать при чтении?
7. Какой ритм чтения будет уместным?
Возможно, жизнь дана нам для того, чтобы выполнить свою миссию, которая у каждого человека своя. Необходимый минимум заключается в простых вещах, известных с давних времен: строительство дома, посадка дерева и рождение сына. В этом минимуме содержится великая мудрость, ведь каждое из этих дел позволяет осуществиться человеческому продолжению. Так, дом – творение человека, которое будет напоминать о нем много лет спустя, в этом доме будут рождаться дети, расти новые поколения, начало которым будет положено человеком. Дерево тоже свидетельствует о жизни человека. Под сенью его ветвей спокойно и комфортно, дерево будто охраняет мир и лад на земле. Сын же станет, в свою очередь, тем человеком, который тоже построит дом, посадит дерево и вырастит сына, то есть станет основателем нового поколения. И эта цепь будет неразрывна.
Немного пройдет времени, и новое поколение будет задавать себе вопрос: «С какой целью живу я на земле? Зачем мне жизнь дана?»
И каждый найдет свой ответ на этот вопрос. Наверное, в этом и есть глубокий смысл человеческого существования.