РЗадания Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (дан ниже) № 1. Исследуйте эпизод из комедии и выпишите 3 разных художественных средства (эпитет, метафора, гипербола, фразеологизмы, и определите их роль в пьесе (для чего их употребил автор). № 2. Выделите в отрывке 3 любые стилистические фигуры (инверсия, риторические вопросы, восклицания, риторические обращения) и определите их роль. № 3. Определите признаки сатиры и юмора- 2 примера ОТРЫВОК ИЗ КОМЕДИИ: Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории? Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство. Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман? Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое. Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать. Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии? Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери). А я почем знаю. Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет. Правдин. Описание земли. Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать. Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум: Препохвально. Надобно быть Скотининым, чтоб вкусить такую блаженную кончину. ЗАПИСЫВАЕТЕ В ТЕТРАДИ:
1. К счастью, серьёзных ошибок не было. (К счастью - вводное слово) 2. Друзья, к радости невозможно привыкнуть. (к радости - дополнение) 3. Его поведение казалось странным. (казалось - сказуемое) 4. Это испытание, казалось, никогда не закончится. (казалось - вводное слово) 5. Урок кажется бесконечным. (казалось - сказуемое) 6. Дорога заняла, кажется, целую вечность. (кажется - вводное слово) 7. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (кажется - вводное слово) 8. Может быть, мы увидимся снова, дорогой друг. (может быть - вводная конструкция) 9. Сегодня может быть снегопад. (может быть - составное глагольное сказуемое) 10. Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях. (вводные слова) 11. И дорожки, и клумбы, и, вероятно, крыша террасы - всё было мокрым от дождя. (вероятно - вводное слово) 12. Она, казалось, не слышала замечаний. (казалось - вводное слово) 13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи. (казалось - сказуемое) 14. Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта. (должно быть - вводная конструкция) 15. Задание должно быть выполнено к концу недели. (должно быть выполнено - составное именное сказуемое) 16. Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака. (действительно - вводное слово) 17. Удостоверение было действительно до конца года. (было действительно - составное именное сказуемое) 18. Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта. (по его словам - вводная конструкция) 19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям. (его - определение, словам - дополнение, по - предлог (можно выделить как дополнение вместе со "словам")) 20. Говорят, февраль будет вьюжным. (говорят - вводное слово) 21. Твои поступки говорят сами за себя. (говорят - сказуемое)
Чтобы узнать, вводное слово это или второстепенный член предложения, надо мысленно убрать его из предложения, если смысл не изменяется и предложение остаётся правильным, то это вводное слово. Если смысл изменился или потерялся, то это член предложения.
Михаи́л Миха́йлович При́швин (1873—1954) — русский советский писатель, прозаик, публицист. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий районЛипецкой области), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).
Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.
Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин расказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.
2. Друзья, к радости невозможно привыкнуть. (к радости - дополнение)
3. Его поведение казалось странным. (казалось - сказуемое)
4. Это испытание, казалось, никогда не закончится. (казалось - вводное слово)
5. Урок кажется бесконечным. (казалось - сказуемое)
6. Дорога заняла, кажется, целую вечность. (кажется - вводное слово)
7. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (кажется - вводное слово)
8. Может быть, мы увидимся снова, дорогой друг. (может быть - вводная конструкция)
9. Сегодня может быть снегопад. (может быть - составное глагольное сказуемое)
10. Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях. (вводные слова)
11. И дорожки, и клумбы, и, вероятно, крыша террасы - всё было мокрым от дождя. (вероятно - вводное слово)
12. Она, казалось, не слышала замечаний. (казалось - вводное слово)
13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи. (казалось - сказуемое)
14. Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта. (должно быть - вводная конструкция)
15. Задание должно быть выполнено к концу недели. (должно быть выполнено - составное именное сказуемое)
16. Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака. (действительно - вводное слово)
17. Удостоверение было действительно до конца года. (было действительно - составное именное сказуемое)
18. Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта. (по его словам - вводная конструкция)
19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям. (его - определение, словам - дополнение, по - предлог (можно выделить как дополнение вместе со "словам"))
20. Говорят, февраль будет вьюжным. (говорят - вводное слово)
21. Твои поступки говорят сами за себя. (говорят - сказуемое)
Чтобы узнать, вводное слово это или второстепенный член предложения, надо мысленно убрать его из предложения, если смысл не изменяется и предложение остаётся правильным, то это вводное слово. Если смысл изменился или потерялся, то это член предложения.
Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.
Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин расказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.