Русский язык
Тренировочный материал
Упражнение 1.
Запиши в тетрадь, вставляя пропущенные окончания. Определи спряжение, выдели окончания. Ем или Им?
Пиш..м, стро..м, обид..м, чита..м, приход..м, выбега..м, принос..м, ответ..м, вид..м, плач..м, слыш..м, скаж..м, дыш..м, отдыха..м, хвата..м, кашля..м .
Упражнение 2.
От данных глаголов образуй глаголы 2-го лица единственного числа. Запиши. Укажи спряжение. Выдели окончание.
Ловить - …., готовить -…, утонуть -…, укрыть - …., лопнуть -…, узнать - … .
Упражнение 3.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи спряжение, выдели окончание.
Вы наступа…те, ты покупа…шь, он сажа…т, они мысл…т, ты закрут…шь, мы закрут…м, ты напил…шь, ты хлопоч…шь, он се…т.
Вы хлопоч…те, ты налива…шь, он тян…т, они стро…т, ты наруб…шь, они дыш…т, ты смотр…шь, ты исправ…шь, он лома…т.
1. Раньше ученики писали пером предварительно, МАКАЯ (деепричастие) ЕГО В ЧЕРНИЛА. (Д/О -деепричастный оборот, в предложении подчёркивается, как обстоятельство).
2.РАССВИРЕПЕВ (деепричастие, обстоятельство) , тигр зарычал на мальчишек.
3.РЕШАЯ (деепричастие) ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ (Д/О, обстоятельство) , ты развиваешь логическое мышление.
4.Мой товарищ, УЕЗЖАЯ (деепричастие) НАВСЕГДА ИЗ РОДНОГО ГОРОДА (Д/О, обстоятельство) , горько плакал.
Где выделенное слово, чтобы сделать морфологический разбор?
1. Именные словосочетания:
каждый из нас, известный с рождения, рассекреченные данные, ветка дерева, яблочный пирог, сестра отца, кто-то из нас.
2. Глагольные словосочетания:
выполнять задание, отправится в путешествие, очень устала, идти на встречу, легко прыгать.
3. Наречные словосочетания:
слишком поздно, по-весеннему ярко.
Примечание
1. Сочетание слов вчера с другом не является словосочетанием, потому что в нём нет смысловой связи. Может быть, вечера с другом (вечер с другом)? Тогда это именное словосочетание.
2. Главные слова в словосочетаниях выделены жирным шрифтом.