Русский язык – родной язык – национальный язык
В памятном 1945 году была издана работа проф. Г.О. Винокура «Русский язык. Исторический очерк». Прочитайте отрывок из авторского предисловия к книге.
Русское чувство любви к родному языку представляет собой нечто исключительное. Это не любовь, а обожание, страсть, полная преданность, гордая вера. Особенно ярко это своеобразное чувство <...> проявлялось всегда у тех русских писателей, которые вели за собой культурное сознание своего времени. Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Горький, Блок, все участники великой плеяды созидателей русской литературы постоянно обнаруживали свою нерасторжимую связь с русской речью как основой их жизненного дела. Русский язык был для них не только послушным и благодарным материалом, но и символом России. Через русский язык они искали своеобразных путей к постижению России, русскому языку верили как залогу ее высокого исторического предназначения.
Знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» <...> – подлинный гимн русскому языку, который известен каждому русскому школьнику и вошел в ежеминутное сознание русского грамотного человека. В нем выражено чувство, которое принадлежит столько же Тургеневу, сколько всякому, кто воспитан Россией.
Плеяда [гр. Pleias] – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
1. Какое отношение автора к русскому языку пронизывает каждую строчку этого текста? Какие чувства, какие мысли о родном языке стремился вызвать у читателя автор?
Актуальный [лат. actualis – деятельный] – важный, существенный для настоящего времени.
2. Обратите внимание на дату появления книги, из которой взят текст, и подумайте: чем она памятна и как это объясняет возвышенный тон высказывания, обостренное желание автора пробудить у читателя «чувства добрые» к родному русскому языку?
3. Какие словосочетания выступают в данном отрывке как текстовые синонимы?
4. Являются ли синонимами прилагательные, входящие в состав термина родной русский язык? «Расшифруйте» схему, отражающую строение этого словосочетания.
5. По данной модели составьте словосочетание, обозначающее учебный предмет «родной язык» в школе, где учатся дети, для которых родным является, например, башкирский, или татарский, или белорусский язык.
6. Напишите небольшое сочинение-эссе:
Как вы считаете, изменилось ли в нашей стране за последние годы отношение молодежи к изучению языков (родных, иностранных). Если да, то почему и в чем это проявляется?
Почему книга делает человека лучше? Давайте приведём аргументы. Если бы не было книг, тогда бы каждое последующие поколения были бы глупыми. Ведь книга - полезный источник информации. Ведь большинство учёных берут столько информации и знаний именно из книги. В первую очередь мы учим буквы, учимся читать по слогам, читаем, получаем огромный поток информации. Развивается интеллект и мышление, воображение и фантазия. А после всего этого мы делимся с окружающими, рассказываем нашим детям про всё то, что мы узнали из книг, затем учим их.
Книга - замечательный друг, самый лучший! Читайте книги и развивайтесь! Сейчас очень книги вошли в моду, особенно подростковая литература. Например книга, которую я прочитала в полном удовольствии "Дом странных детей" - дебютный роман американского писателя Ренсома Риггза. Подобные книги "Город пустых" и "Библиотека душ". Советую всем почитать!
Сделаем краткий вывод. Книга - друг человека, который никогда не придаст его. Если читать книги, то человечество Мира будет развиваться и все будут как минимум образованными, грамотными и воспитанными людьми. Читайте книги и с вами будет о чём пообщаться!
Книжные: нетленный, дерзновенный, десница, стезя, пригожий, ложе...
Разговорные: второклашка, баловень, пилить(смотря какое значение, контекст), летучка, картошка, калякать. юлить, позарез, отлынивать, симпатяга, сроду, корпеть, книжка(?)
есть слова, которые не назовешь нейтральными, это какие-то определения или понятия. В задании есть сноска, что бывают профессиональные или научные слова?