Русский язык Прочитайте текст, выполните письменно задания 1-6
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его
мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих
его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака
блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных
писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются
книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –
(8)Я в году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на
страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос
паренька.
– (11)Не заметила... не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе
пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания
природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным
попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из
книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе
бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,
решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста.
3. Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста?
Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4. Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
5. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать,
Ну прочитай текст и выполни задания в чём прикол