Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Народная музыка
Начальный период развития
Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.
На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.
В целом, первобытная музыка имела синкретический характер — песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.
В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.
Я бы мог и лист письменного кинуть но он не влезает полностью
- Я вчера за полчаса все дрова переколол, - сказал Степа однажды.
- Когда ты научился? - спрашиваем мы.
- А я давно умею, - отвечает он.
- Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается.
Степан ухмыльнулся, лихо развернулся, расправил плечи и решительной походкой направился к дому. Не было его минут десять. Затем Степка показался на крыльце. Вместо кожаных полусапожек, болоньевой курточки и вязаной шапки с большим помпоном, он был одет в валенки, зелено-голубой свитер и красную шапку-ушанку. Шапка сдвинута на затылок, развязанные уши шапки торчат в разные стороны.
Степан опять ухмыльнулся, поглядев на нас. Но в его взгляде еже не было прежней уверенности. Мы присели на лежащие на земле чурбаки и стали ждать продолжения спектакля. Зрелище намечалось забавное. Наш приятель покрутил головой в разные стороны и побрел в сторону сарая. И опять исчез минут на пять. Степка вышел во двор, крепко сжимая в руках здоровенный топор, и медленно пошел к нам. Мы ждали.
Остановившись у кучи поленьев, он выбрал то, которое ему больше понравилось, и еще раз оглянулся в нашу сторону. Поставив руку на пояс, а топор на валенок приятель улыбнулся. Затем он взял ручку топора двумя руками, сделал глубокий вдох и размахнулся. Топор глубоко вклинился в полено, но оно так и осталось целым. Степа решил повторить попытку. Он потянул за топорище, но топор, даже не пошевелился. Мы засмеялись. Степан насупился. Тогда Федор, он был старше и часто отцу колоть дрова, подсказал товарищу, что нужно ручку топора не вверх тянуть, а наоборот вниз. Степа так и сделал.
Топор выскользнул из дерева и ударил его по подбородку. Шапка слетела с головы. Мы хотели засмеяться над хвастунишкой, но в глазах у Степы были слезы, ему было больно. Нельзя смеяться, когда кому-то больно. Все ребята нашего «героя», а Степе стало стыдно. И он пообещал, что больше никогда не будет хвастаться.
После Степан рассказал нам, что в тот момент ему вспомнилось сразу две пословицы, которые он выучил на уроках русского языка.
Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Народная музыка
Начальный период развития
Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.
На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.
В целом, первобытная музыка имела синкретический характер — песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.
В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.
Я бы мог и лист письменного кинуть но он не влезает полностьюВы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.
- Я вчера за полчаса все дрова переколол, - сказал Степа однажды.
- Когда ты научился? - спрашиваем мы.
- А я давно умею, - отвечает он.
- Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается.
Степан ухмыльнулся, лихо развернулся, расправил плечи и решительной походкой направился к дому. Не было его минут десять. Затем Степка показался на крыльце. Вместо кожаных полусапожек, болоньевой курточки и вязаной шапки с большим помпоном, он был одет в валенки, зелено-голубой свитер и красную шапку-ушанку. Шапка сдвинута на затылок, развязанные уши шапки торчат в разные стороны.
Степан опять ухмыльнулся, поглядев на нас. Но в его взгляде еже не было прежней уверенности. Мы присели на лежащие на земле чурбаки и стали ждать продолжения спектакля. Зрелище намечалось забавное. Наш приятель покрутил головой в разные стороны и побрел в сторону сарая. И опять исчез минут на пять. Степка вышел во двор, крепко сжимая в руках здоровенный топор, и медленно пошел к нам. Мы ждали.
Остановившись у кучи поленьев, он выбрал то, которое ему больше понравилось, и еще раз оглянулся в нашу сторону. Поставив руку на пояс, а топор на валенок приятель улыбнулся. Затем он взял ручку топора двумя руками, сделал глубокий вдох и размахнулся. Топор глубоко вклинился в полено, но оно так и осталось целым. Степа решил повторить попытку. Он потянул за топорище, но топор, даже не пошевелился. Мы засмеялись. Степан насупился. Тогда Федор, он был старше и часто отцу колоть дрова, подсказал товарищу, что нужно ручку топора не вверх тянуть, а наоборот вниз. Степа так и сделал.
Топор выскользнул из дерева и ударил его по подбородку. Шапка слетела с головы. Мы хотели засмеяться над хвастунишкой, но в глазах у Степы были слезы, ему было больно. Нельзя смеяться, когда кому-то больно. Все ребята нашего «героя», а Степе стало стыдно. И он пообещал, что больше никогда не будет хвастаться.
После Степан рассказал нам, что в тот момент ему вспомнилось сразу две пословицы, которые он выучил на уроках русского языка.