Распредели предложения по группам Прочитай текст и определи, когда НЕ с причастиями пишется раздельно, а когда слитно. Распредели номера предложений в соответствующие колонки.
1) «Глубокая, (не) тронутая даже шумом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах» (К. Паустовский).
2) «Направо и налево виднелись (не) дожатые поля» (К. Паустовский). 3) «Вдали видны высокие горы, но (не) обнажённые, а все заросшие лесом» (И. Гончаров). 4) «Выступал в Литературном институте с (не) доработанным рассказом перед студентами» (М. Пришвин). 5) «Набрякшая коса
выворачивала ещё (не) устоявшиеся, хлипкие плечи» (П. Проскурин). 6) «Только (не) сжата полоска одна… Грустную думу наводит она»7) «Два рубежа, две грани, два мгновенья (не) ведомы ни одному из нас» (Д. Кугультинов). 8) «Люблю (не) оплавленный снег, увенчанный бронзою дуба» (Я. Козловский). 9) «Остановился на газоне, где бирочка: мол, рвать (не) велено» (Я. Козловский). 10) «Твоему трудовому величию, (не) сдающемуся временам, позавидовать следует нам» (М. Маркарян). 11) «И ты, (не) оглянувшись на меня, не осадил рванувшего коня» (М. Алигер). 12) «Точно мир лишь сегодня создан и никем (не) открыт для нас» (В. Шефнер).
В целом все предложение сложносочиненное, состоит из двух предложений: 1. СЛОВО - ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ И МОЖЕТ СЛУЖИТЬ СОЕДИНЕНИЮ И РАЗДЕЛЕНИЮ ЛЮДЕЙ. Здесь СЛОВО - подлежащее, ВЫРАЖЕНИЕ в данном предложении является сказуемым, связка нулевая. Когда подлежащее и сказуемое выражено одной и той же частью речи (в нашем примере именами существительными), между ними ставится тире. 2. ПОЭТОМУ НУЖНО С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ. Второе предложение соединяется с первым через запятую. После запятой можно было бы поставить союз И, но запятая абсолютно необходима, ведь второе предложение имеет свой состав (оно односоставное, есть лишь сказуемое НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ). И правило гласит, что между двумя независимыми предложениями, если они соединяются в сложносочиненную конструкцию, всегда ставится запятая.
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, |УСЕЯННОМУ ГАЛЬКОЙ|, |ОТШЛИФОВАННОЙ ВОЛНАМИ|. |ОТ ЕДВА КОЛЫШУЩЕГОСЯ| моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи |НЕ ЗАШЕДШЕГО ЕЩЁ ЗА ГОРИЗОНТ| солнца скользили по легким волнам, |НАБЕГАВШИМ НА БЕРЕГ|. |ПРОПИТАННАЯ ПОЛЫННЫМ ЗАПАХОМ| длинная степная дорога, |ТЯНУВШАЯСЯ К МОРЮ ОТ ДАЛЁКОГО ГОРОДА|, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, |НЕ ИМЕЮЩЕЕ ГРАНИЦ|. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно ТИХО ПЛЕЩУЩЕЕСЯ море, а над ним такое же бескрайнее небо, |ЛИШЬ КОЕ-ГДЕ ПОКРЫТОЕ БЛЕДНО-РОЗОВЫМИ ОБЛАЧКАМИ|. Мальчики, |УТОМЛЁННЫЕ ДОЛГИМ ПУТЁМ|, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, |СОБРАННОГО ИМИ ДЛЯ БУДУЩЕГО КОСТРА|.
Определяемое слово (х) выделено жирным шрифтом.