Работа в группах. Разделитесь на три группы. Распределите и сравните тексты: опреде- лите, к какому из подстилей научного стиля речи относятся данные тексты и кому они адресованы. Охарактеризуйте тексты по следую- щему плану: 1) адресат; 2) цель; 3) сфера употребления; 4) языковые особенности.
1. Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. -И. Северянин 2. Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! -Роберт Саути 3. Когда вся толпа, смеясь и разговаривая, ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору. -А. Толстой 4. Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках. -А. Толстой 5. Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. -А. Толстой 6.Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова. -А. Толстой 7. Жалобно курлыча, летят на юг длинные вереницы журавлей. 8. Я..., прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос.. . (М. Ю. Лермонтов) . 9.Не видав еще Парижа, не знаю, меньше ли в нем страждет обоняние.. . (Д. И. Фонвизин) . 10.Знав, что девка добродетельна и подарка из рук его не возьмет, положил он в сундук ее украденную вещь (Д. И. Фонвизин) . 11. Но, возвратясь домой, мне сказали ее приказ, что мне отведен угол в нижнем этаже (А. Н. Радищев) . 12. Она уже была от него далеко, как, услыша сей голос, бросилась к нему из всей силы (И. А. Крылов).
Весны качая колыбель. -И. Северянин
2. Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! -Роберт Саути
3. Когда вся толпа, смеясь и разговаривая, ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору. -А. Толстой
4. Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках. -А. Толстой
5. Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. -А. Толстой
6.Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова. -А. Толстой
7. Жалобно курлыча, летят на юг длинные вереницы журавлей.
8. Я..., прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос.. . (М. Ю. Лермонтов) .
9.Не видав еще Парижа, не знаю, меньше ли в нем страждет обоняние.. . (Д. И. Фонвизин) .
10.Знав, что девка добродетельна и подарка из рук его не возьмет, положил он в сундук ее украденную вещь (Д. И. Фонвизин) .
11. Но, возвратясь домой, мне сказали ее приказ, что мне отведен угол в нижнем этаже (А. Н. Радищев) .
12. Она уже была от него далеко, как, услыша сей голос, бросилась к нему из всей силы (И. А. Крылов).
1. Найдите неверное утверждение.
Под культурой речи понимается:
б) использование слов в несвойственном им значении
2. Найдите неверное утверждение.
б) Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведе-
ния людей.
3. Не является аспектом культуры речи:
б) этический
4. Найдите верное утверждение.
Правильность речи означает ее соответствие …
в) нормам литературного языка
5. Найдите неверное утверждение.
б) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэто-
му образцом нормы является художественная литература.
6. Что не является источником изменения норм?
в) диалекты
7. Отметьте ошибочное утверждение.
Лексические нормы – это…
в) правила произношения сочетаний согласных в разных словах
8. Укажите правильное определение.
Паронимы – это…
г) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость
9. В каком случае речь идет о диспозитивных нормах?
ответ в)
10. В каком случае речь идет об императивных нормах?
б) [д]е-факто
11. В каком ряду приведены неравноправные варианты:
ответ в)
12. В каком ряду приведены равноправные варианты:
а) инАче и Иначе
в) твОрог и творОг
13. Если неизвестна норма произношения слова «афера», Вам по-
надобится … словарь.
а) орфоэпический