Пунктуация при обособленных членах предложения, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 1. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота. Если надо, расставьте знаки препинания при обособленных определениях.
а) Туча проплывала над молодым березняком видневшимся на горизонте.
б) Мы уходили от дальних уголков сада заросшими дикой малиной и ежевикой.
в) Постепенно радость сияющая в глазах детей взяла верх.
г) Вскоре я услышал первые капли застучавшие по железной крыше.
2. Замените, где это возможно, сложноподчинённые предложения простыми осложнёнными деепричастными оборотами.
а) Когда мы поднялись на вершину горы, то увидали вдали море.
б) Когда ливень кончился, дети выбежали на улицу.
в) Если ты поторопишься, то успеешь на поезд.
г) Лес стоит молча, неподвижно, точно всматривается куда-то верхушками.
3. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами, запишите исправленный вариант, расставьте знаки препинания.
а) Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение.
б) Изучая маршруты Крыма, мы летом отправимся в путешествие.
в) Оглянувшись назад, ребята были уже далеко.
г) Прискакав к дому, отец увидел его спрятавшегося за сарай и горько плача.
д) Поднявшись в гору, перед туристами открылись живописные окрестности.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения, знаки препинания не расставлены.
Готовясь к выпускному экзамену
а) каждому необходима учителя
б) необходимо правильно распределить своё время
в) мне пришлось пересмотреть все старые конспекты
г) важна вера в свои силы
5. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, определив обособленный член(определение, приложение, дополнение, обстоятельство)
а) Цвет небосклона лёгкий бледно-лиловый не изменяется во весь день.
б) Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя поле безбрежное дышит запахом мёда и роз.
в) Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими немного мелкими чертами лица кудрявыми белокурыми волосами.
г) В саду листки берёз без шороха срываясь средь тонких паутин как бабочки летят и слабо по ветвям цепляясь и качаясь на блёклую траву бес летят.
д) Ты под окном своей светлицы горюешь будто на часах.
е) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.
6. Прочитайте. Найдите уточняющие члены предложения. Укажите, какие члены предложения уточняются, с какой целью. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
а) В горах в двух лье отсюда живёт лесничий.
б) Сейчас поздней осенью когда я живу в Москве шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах.
в) Маленькие птички чибисы или пигалицы обычно вьют крохотные гнёзда в густой траве.
г) Он говорил громко иногда очень редко только в самые необходимые минуты, желая придать своей речи торжественность.
7. Прочитайте предложения. Определите смысловую роль обособленных дополнений: включение, исключение, замещение. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Аргументируйте их постановку.
а) В Мещерском крае нет особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
б) Всё на свете было описано за исключением таких редких и адских мест как Кара – Бугаз.
в) Пьер торжественно посмотрел сверх очков на слушателей.
г) Вместо лесов по склонам шумят берёзовые рощи.
д) Со всеми на пароходе не исключая и молчаливого буфетчика Смурый говорил отрывисто.
приморский
Состав слова: при — приставка, мор — корень, ск — суффикс, ий — окончание, приморск — основа слова.
приближалась
Состав слова: при — приставка, ближ — корень, а, ть, ся — суффиксы, нет окончания, приближа + ся — основа слова.
лесник
Состав слова: лес — корень, н, ик — суффиксы, нулевое окончание, лесник — основа слова.
3 зад.
Смолистый-суффиксальный ист- суффикс).
Высушить-приставочный вы- приставка.)
Переход-приставочный пере- приставка).
смолистый (именительный падеж единственного числа мужского рода);
: качественное;
множественное число, именительный падеж, полная форма.
переход (именительный падеж единственного числа);
нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
именительный падеж, единственное число.
высушить (инфинитив);
2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
изъявительное наклонение.
Самостоятельная работа по теме “Виды связи в словосочетании”.
1.Укажите словосочетание а)давай петь б)будет работать в)пусть отдыхает г)чрезвычайно серьезный д)самый дорогой
2. Как называется подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает все грамматические формы главного слова?
3. Примыкают , сочетаясь с другими словами а) числительные б)прилагательные в ) междометия
Г)существительные д) деепричастия
4. Укажите связи в словосочетании
прочитанная книга прочитанная братом
прочитанная наспех прочитанная вечеров
прочитанная быстро высокий рост
умный ученик собирать малину
стелить мягко слушать друга
шум дождя путь наверх
наш подвиг ее достижения
шорох листьев
серьезное беспокойство
очень важный годы странствий
5. Укажите ошибку и исправьте ее
Серебряная паутина (согласование)___ пять книг (управление) ___
Стакан воды (примыкание)___ то поле (согласование) ___
Шел не оглядываясь ( примыкание)___ их окно (управление)___
Ее судьба (управление)___
Явиться вовремя (управление) его машина (управление) ___
Мой враг (управление) успокоил его (управление)
6.Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении? Выпишите их
Но странник усталый из чужой земли пылающей грудью ко влаге студёной ещё не склонялся над кущей земной.
7.Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении? Выпишите их
Тихо опускается над лесной опушкой по- летнему теплый вечер.
8. Сколько словосочетаний со связью управление в предложении. ?Выпишите их
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.