Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жесто-
костей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к воз-
вышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы.
Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А. С. Пуш-
кину, сказать о себе, что он чувства добрые» пробуждал сво-
им творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н. А. Некрасовым,
что он всеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения
древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и воз-
росшей в нашей стране потребности добра и доброты.
Для древней русской литературы, как
для русской лите-
ратуры в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и
ясность. Возьмём, например, наиболее трагичную «Повесть о
разорении Рязани Батыем». Что может быть ужаснее! Войско
разбито, все князья до единого полегли на поле брани, город
взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. Оста-
лись только дым, земля и пепел». Но в повести нет отчаяния,
нет уныния. Самый плач о князьях русских - прославление их
доблести, гордость за то, что такие князья были, и завершает-
ся повесть так: приезжает случайно оставшийся в живых один
из рязанских князей, воздаёт должное убитым, хоронит их с
честью, собирает оставшихся в живых жителей, восстанавлива-
ет город, и все заканчивается всеобщим умиротворением. Эта
стойкость духа поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно
привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубо-
ким уважением относились к другим народам, к их обычаям, их
верованиям.
в Новой русской литературе XVIII — XX веков продолжаются
лучшие традиции литературы древней. Однако древняя словес-
ность имеет свои особенности, отличающие её от литературы
Нового времени.
в искусстве слова Нового времени мы имеем дело сот-
дельными авторами, а древняя литература хотя и сохранила
ряд имён писателей Иларион, Нестор, Кирилл Туровский и
многие другие, - но в целом была творчеством коллективным.
Если в Новое время произведения классической литературы
печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произ-
ведения старинных писателей в течение веков изменялись раз-
ными переписчиками. Каждый новый переписчик то несколько
сокращал текст, то стремился «украсить» изложение, то менял
смысл нарисованной картины. Он при труд своего
предшественника к литературным вкусам и идейным требовани-
ям своего времени. Так возникали новые виды или, как приня-
то говорить, редакции одного и того же памятника.
В этих новых редакциях памятники древнерусской литера-
туры жили, сохраняя в себе основные первоначальные черты и
приобретая новые. Редкие памятники сохранились до нас в том
виде, как они были впервые написаны, большинство из них до-
шло в более поздних «списках».
Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вы-
мышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда дей-
ствовали исторические лица, описывались исторические события.
Даже если автор вносил в своё повествование чудесное, фанта-
стическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам
писатель и его читатели верили в правдивость описываемого.
Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII века. Выписать сложные слова
Целомудренной,благородные,древнерусских,жизнеутверждение,умиротворением,первоначальные.