Прочтите текст. Как вы понимаете значение слова обида? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что может обидеть человека?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
(1) Я поехал учиться в Москву. (2) В те годы поезда из наших краёв шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета.
(3) Не испытывая никакого особого трепета, я пришёл в университет на Моховой, поднялся по лестнице и, следуя указателям бумажных стрел, вошёл в помещение, уставленное маленькими деревянными столиками. (4) За столиком с названием «Философский факультет» сидел пожилой мужчина в белой рубашке с грозно закатанными рукавами. (5) Никто не толпился возле этого столика, и тем безудержней я пересёк это как бы выжженное философским скептицизмом. (6) Я подошёл к столику. (7) Человек, не шевелясь, посмотрел на меня.
– (8) Откуда, юноша? – с он голосом, уставшим от философских бесед.
– (9) Из Чегема, – сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом. (10) Я нарочно назвал дедушкино село, а не город, где мы жили, чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. (11) По моему мнению, университет, носящий имя М.В. Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям.
– (12) Это что такое? – с он, едва заметным движением руки останавливая мою попытку положить на стол документы.
– (13) Чегем – это высокогорное село в Абхазии, – доброжелательно разъяснил я.
– (14) Абхазия – это Аджария? – с он как-то рассеянно, потому что теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя перехватить мою очередную попытку положить документы на стол.
– (15) Абхазия – это Абхазия, – сказал я с достоинством, но не заносчиво. (16) И снова сделал попытку вручить ему документы.
– (17) А вы знаете, какой у нас конкурс? – снова остановил он меня во У меня медаль, – расплылся я и, не удержавшись, добавил: – (19) Золотая.
– (20) У нас медалистов тоже много, – сказал он и как-то засуетился, зашелестел бумагами.
– (21) А вы знаете, что у нас обучение только по-русски? – вдруг вспомнил он, перестав шелестеть бумагами.<
– (22) Я русскую школу окончил, – ответил я, незаметно убирая акцент. – (23) Хотите, я вам прочту стихотворение?
– (24) Так вам на филологический! – обрадовался он и кивнул: – (25) Вон тот столик.
– (26) Нет, – сказал я терпеливо, – мне на философский.
(27) Человек погрустнел, и я понял: можно положить на стол документы.
– (28) Ладно, читайте. – (29) И он вяло потянулся к документам.
(30) Я прочёл стихи Брюсова, которого тогда любил за щедрость звуков:
Мне снилось: мертвенно-бессильный, Почти жилец земли могильной, Я глухо близился к концу. И бывший друг пришёл к кровати И, бормоча слова проклятий, Меня ударил по лицу!
– (31) И правильно сделал, – сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.
– (32) Почему? – с я, оглушённый собственным чтением и ещё не понимая, о чём он говорит.
– (33) Не заводите себе таких друзей, – сказал он не без юмора.
(34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.
– (35) Пойду узнаю, – сказал он и, шлёпнув мои документы на стол, поднялся, – кажется, на вашу нацию есть разнарядка.
(36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет, потому что обиделся за стихи и разнарядку за разнарядку больше обиделся. (38) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.
(По Ф.А. Искандеру*)
(читали,моем, лице,родились, обвинили)
В 2
Из предложений 1–7 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
(предполагали,умерли)
В 3
Из предложений 4 – 8 выпишите слова с непроизносимыми согласными.
(чувствовал,завистлив чувства сердца счастливы
В 4
Из предложений 9 –10 выпишите слова с гласными а, и после шипящих в корне.
отчаяние жила
В 5
Укажите номера предложений, в которых на месте пропусков в приставках слов следует писать с- .10 7 5
В 6
Из предложений 8 –10 выпишите слово(-а) с приставкой, обозначающей неполноту действия.
прикрытое
В 7
Из предложений 4 –6 выпишите антонимы.
добро-зло выше-ниже угрюм-болтлив любить -ненавидеть
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
1. Озерцо ← озеро + суффикс ц
Рощицы ← роща + суффикс иц
Овражки ← овраг (г/ж) + суффикс к
2. Морфологический анализ
Путешествия - имя существительное, обозначает предмет, вопрос: что?
начальная форма - путешествие;
постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, средний род, 2 склонение;
непостоянные признаки: множественное число, винительный падеж;
в предложении - дополнение.
Горожан - имя существительное, обозначает предмет, вопрос: кого?
начальная форма - горожанин;
постоянные признаки: одушевленное, нарицательное, мужской род, 2 склонение;
непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж;
в предложении - дополнение.
2. Словообразовательный анализ
Путешествовать ← путь + шествовать (сложение основ)
Горожанин ← город + суффикс анин (суффиксальный)
3. Основная мысль текста: необходимо с ранних лет воспитывать в себе умение видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к нему.