Прочитайте текст, выполните задания. Спешите делать добрые дела!
Текст 1.
Это будет вашим первым шагом в сторону изменений к лучшему. Пусть это будет мелочь. которая не требует особых усилий, но от этого вы получите заряд положительной энергии надолго. Давно уже известно, что совершать добрые поступки не только полезно, но и приятно.
Никогда не закрывайте глаза на несправедливость и не будьте безразличными, тогда люди это оценят. Что ещё отличает хорошего человека от плохого - так это честность.
Постарайтесь быть честными сами перед собой и перед окружающими. Сейчас вы мне скажете, что честных людей нет. Поверьте, они существуют! Если вы хотите изменить себя к лучшему-станьте одним из них. Оказывается, быть честным перед самим
собой гораздо труднее, чем перед окружающими. Начните меняться именно с этого. Не пытайтесь искать виноватого в своих неудачах, не обманывайте себя, смотрите на жизнь без
розовых очков.
Поверьте, виноваты во многом бываем мы сами. Следующей ступенькой в изменениях к лучшему будет умение держать слово. Именно это является главной составляющей чести. А за
честь раньше не грех было и жизнь отдать. Никогда не говорите того, что не сможете сделать.
Не давайте обещаний, которые не выполните.
А если уж что-то пообещали, то чего бы вам это ни стоило сдержите обещание.
Тогда
окружающие будут вас уважать. Говорить о вас будут, как о человеке дела, а это, поверьте, немаловажно. Дело в том, что держать слово получается далеко не у всех. Очень часто мы не держим своих обещаний, раздавая их налево и направо, например, нашим детям. А начать надо именно с них. И если вы уже решили меняться к лучшему, то учитесь держать хотя бы данное
детям слово. А дальше - больше-это войдёт в привычку и со всеми окружающими.
1. Выпишите из текста сочинительные и подчинительные союзы.
2. Составьте 1 обьясняющий вопрос, 1 оценочный вопрос, опираясь на текст.
3. Выпишите из текста 1 выражение, употребленное в переносном смысле. Объясните его
значение.
Нельзя усомниться в справедливости слов знаменитого языковеда Н.М.Шанского, сказавшего, что практический разбор слова полезен и для правильного его написания.
Во-первых, многие гласные и согласные в морфемах зависят именно от свойств самой морфемы, например, написание приставок - с, от - в них могут стоять только такие гласные и согласные звуки, и знание о принадлежности этих фонем к приставкам однозначно определяет орфографию.
Во-вторых, деление слова на морфемы позволяет определить верное написание согласных и гласных на стыках двух морфем, к примеру, в словах: "изысканный" (приставка "из+корень, начинающийся с гласного="ы" в корне), рассказать (приставка "рас" + корень, начинающийся с глухого "c"= с, а не з в приставке и двойное с (сс) на стыке морфем.
В-третьих, в рамках морфемных классов существуют конкретные морфемы, которые пишутся однозначно (в отличие от первого пункта, где написание определял класс - в приставках не бывает букв а, з), например, суффикс "енн'. Если е ударная - а это чаще всего так - и класс морфемы определен, написание двух н можно считать доказанным.
Из всего вышесказанного следует, что разбор слова по составу, т.е. морфемный разбор, являет собой не только теоретический анализ, но также очень полезен с практической точки зрения, позволяет однозначно определить написание слова.
*ТЕЗИС – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Правила тезирования: а) тезис должен быть четким и ясным б)тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Умение тезировать – это: а) умение выделить все микротемы б)четкая формулировка основных мыслей по теме (микротеме), в) умение опустить избыточную информацию, г)правильное графическое оформление работы. Если красная строка не выделена, то это логическая ошибка.
ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные положения текста, в которых сжато и последовательно раскрывается его тема и основная мысль.
Во всех тезисах первые слова называют тему : имя существительное, волк, охрана природы, старый друг. Затем следует основная мысль, которая поясняет содержание темы, выделяет самое существенное в ней.
*Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения.
АРГУМЕНТ –это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Аргументы бывают разные. Например:
а) цифровой или статистический материал,
б) документы,
в) доказанные положения.
г) ссылка на высказывания или мнения авторитетных людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. В этом случае уместно введение небольших цитат.
д) примеры из мировой культуры, литературы, живописи, истории и т.д.
е) можно обратиться к средствам массовой информации (газетам, телевидению, радио), которые активно рассматривают эту же тему .
ж) случаи из реальной жизни, вашей собственной или кого-то из ваших близких, знакомых .
АРГУМЕНТ – это суждение, приводимое в подтверждение истинности (или ложности- антиаргумент). Правила аргументации:
а) Аргументы не должны противоречить друг другу
б) Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса ( не менее двух аргументов )
в)Аргументы должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще
Характерные ошибки при аргументировании:
а) нечеткое словесное оформление,
б)однотипность аргументов
Подбор аргументов к тезисам на лингвистическую тему.
Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?
Роль вводных слов в предложении.
Роль многоточия в тексте.
Работаем над темой «Роль многоточия в тексте»
Многоточие- знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.
Структура сочинения-рассуждения:
Тезис - доказательства (аргументы)- вывод.
Речевые средства связи:
- повтор слов,
- местоимения ( личные, указательные)
- вводные слова и конструкции: например, так, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, в заключение, как видим и др.