.Прочитайте текст. Выполните задания после текста (1)Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою. (2)Испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. (3)По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек. (4)Вся музыка,(1) звучавшая днем,(2) утихала и сменялась другою. (5)Пестрые суслики выпалзывали из норок своих,(3) становились на задние лапки,(4) оглашая степь свистом. (6)Трещание кузнечиков становилось слышнее. (7)Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.
(8)Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел. (9)На них прямо глядели ночные звезды. (10)Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву…
(По Н.В. Гоголю
1. Замените книжное слово БЛАГОВОНИЕ из предложения № 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
2. Перечитайте предложение № 3, обратите внимание на выделенные слова.
По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек.
Как называется средство выразительности, использованное автором для описания степи? Напишите этот термин
3. Из предложения № 3 выпишите краткое страдательное причастие.
4. Среди предложений №№ 8-10 найдите такое, которое содержит деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения.
5. В выделенных предложениях (№№ 4,5) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, выделяющих причастный оборот. Выпишите соответствующие цифры.
6. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
А) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл предложения: «Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою». Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
В) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему «Что значит слышать музыку природы?» Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2. Материнский гнев, что тающий снег.
3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5. Без охоты и человек – болван, не знающий забавы.
6. Битая посуда два века живёт.
7. Битому коту лишь лозу кажи.
8. Битому псу только плеть покажи.
9. Битый пёс догадлив стал.
Пословицы с краткими причастиями:
1. Бит – добро, а не бит – и лучше того.
2. Бумажная вина не прощена.
3. Было стрижено, а теперь брито.
4. Было три жены, да все не острижены.
5. Не пойман – не вор.
6. Это вилами на воде писано.
При правописании суффиксов прилагательных можно выделить несколько типов правил:правописание гласных в суффиксах прилагательных;правописание согласных в суффиксах прилагательных;правописание н и нн в прилагательных, не образованных от глаголов;правописание н и нн в существительных и наречиях на -о, образованных от неотглагольных прилагательных.