Прочитайте текст. Придумайте заглавие. Перепишите текст в тетрадь. Определите тему, сформулируйте основную мысль текста. Составьте план текста. Выпишите сочетания слов существительное в И.п. + существительное в Р.п. (например: особенности лексики, употребление слов, отсутствие средств и т.д.). Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления и предметы, называть их и объяснять, а для этого прежде всего нужны имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:
а) употребление слов в их прямом значении;
б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.
Лексика научного стиля речи состоит из трёх пластов: общеупотребительная (нейтральная) лексика, общенаучные слова и тер¬мины.
К общеупотребительной лексике относятся слова об¬щего языка, которые используются в разных стилях. Они наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: «Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах». В этом предложении нет ни одного специального слова. Все слова – общеупотребительные. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
В зависимости от адресата научного текста доля обще-употребительной лексики меняется: она уменьша¬ется в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Слово в научной речи обычно называет не конк¬ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов, т. е. выражает не част¬ное, индивидуальное, а общее научное понятие. По-этому в первую очередь отбираются слова с обобщён¬ным и отвлечённым значением. Например: «Химия занимается только однородными телами». В этом предложении почти каждое слово обозначает общее поня¬тие: химия вообще, тела вообще.
Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. При общенаучных слов описываются яв¬ления и процессы в разных областях науки и техни¬ки. Эти слова закреплены за определёнными поняти¬ями, но не являются терминами. Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия, стимул, диспропорция, эффект, опера¬ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово «вопрос» как общенаучное имеет значе¬ние «то или иное положение, обстоятельство как пред¬мет изучения и суждения, задача, требующая реше¬ния, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.
Третий пласт лексики научного стиля – термино¬логия, узкоспециальная лексика. Это – ядро научного стиля. Термин – это слово или словосо¬четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со¬держание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия). Термины образуют терминологическую систему той или иной науки.
Нередко системность тер¬минов оформляется языковыми, словообразователь¬ными средствами. Например, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень «onyma», обозначающий имя, наименование. В терминах омофон, омограф, алломорф, омоформа элемент «omo» означает одинаковый и подчеркивает системность этих лексических явлений.
338
Триста тридцать восемь
трёхсот тридцати восьми
трёмстам тридцати восьми
триста тридцать восемь
тремястами тридцатью восьмью
о трехстах тридцати восьми
968
девятьсот шестьдесят восем
девятисот шестидесяти восьми
девятистам шестидесяти восьми
девятьсот шестьдесят восемь
девятьюстами шестьюдесятью восемью
о девятистах шестидесяти восьми
796
семьсот девяносто шесть
семисот девяноста шести
семистам девяноста шести
семьсот девяносто шесть
семьюстами девяноста шестью
о семистах девяноста шести
66
шетьдесят шесть
шестидесяти шести
шестидесяти шести
шестьдесят шесть
шестьюдесятью шестью
о шестидесяти шести
39
тридцать девять
тридцати девять
тридцати девять
тридцать девять
тридцатью девятью
о тридцати девяти
575
пятьсот семьдесят пять
пятисот семидесяти пяти
пятистам семидесяти пяти
пятьсот семьдесят пять
пятьюстами семьюдесятью пятью
о пятистах семидесяти пяти
случилось это несколько лет тому назад,за Уралом.Как-то раз всентябре ,шёл я по тайге.Хорошо было идти ,думать.Иду себе ,и вдруг вижу сидит и плачет чей-то ребёнок,но я же с серцем дай-ко думаю Подхожу я ближе и вижу что ребёнок без лица иговорю-
-ой.а вы кто-сказал я.
-Яглагол .-отвечает незнакомец-путешествую по свету ,недавно был в крыму потом в германии а сейчас как только пришёл сюда .то и лицо потерял*-стыдился...
-Отчего это ты глагол стыдился(.А..
-Пойми у вашем селе есть мальчик Дима Петров который очень ленивый ...Акогда я к ним пришёл они меня начали обвинятьпочему это я глагол не заставлю его работатьЯим отвечаю я просто путешественник я не могу его заставить работать,ему етого нужно захотеть.-*ответил он
-А ты что скажи-ответил я
-Да ничего изругали выгнали и по сегойднешний день я плачу а они лежат без работы и не достигли никакой цели в жизни..
А потом мы пошли к ним и сказали "Если вы не будете работать и слушать глагола то вы будете -просты ,бедны и не багаты" .И они послушались.Глагол начал преподавать учителем и дети знали что глагол-обозначает действие предмета или состояние предмета.и глагол обрел лицо а дальше он ходил по странам и никогда в себе не сомневался и смог доказать если люди будут ленится что лень не приведёт ничего хорошого...