Прочитайте текст, озаглавьте его выделяя структурно-смысловые компоненты(части): введение, основная часть, заключение, определите, к какому жанру он относится? Слово оратор появилось в русском языке в начале 18 столетия, а более широкое распространение получило в первой трети 19 века. Оно происходит от латинского слова orare,что в переводе означает говорить.
В.И. Даль, объясняя слово оратор в “ Толковом словаре живого великорусского языка”, подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все эти слова подчеркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красиво, образно и выразительно. В художественной литературе, в периодической печати,в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. Как термин теории ораторского искусства слово оратор имеет только одно значение- оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор, пламенный оратор и т.д. И конечно, люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошими ораторами, умело воздействовать на своих слушателей силой слова.
Риторические навыки и умение
К ним относится навыки:
• отбор литературы;
• изучение литературы;
• составление плана;
• написание текста речи;
• самообладание перед слушателями;
• ориентация во времени.
При подготовке к выступлению сначала следует сформулировать тему выступления. Название речи должно быть ясным, по возможности кратким. Далее необходимо определить цель выступления. Следующий этап – поиск и отбор материала. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. Обязательно следует делать записи прочитанного. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Во вступлении необходимо подчеркнуть актуальность темы, значение ее для данной аудитории, сформулировать цель выступления, кратко изложить историю вопроса. В главной части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность. В заключении подводится итог всему выступлению.
Кейінгі кезде әлемдік ғылыми терминдерді бұзатын адамдар көбейіп кетті. Олар витаминді дәрумендер деп атау керек деп түсіндіреді. Бұл дұрыс емес.
Витаминдер деп химиялық табиғаты әр түрлі органикалық заттарды айтады. Витамин латынша vіtа — өмір, тіршілік; vitman — тіршілік амині деген мағынаны білдіреді. Олар тағамдық заттармен организмге түсіп, зат алмасуға, организмнің өсіп-өнуіне әсерін тигізеді. Организмнің қорғаныштық қабілетін арттыруда витаминдердің атқаратын міндеті өте зор. Егер тамақ-тану дұрыс жолға қойылмаса, яғни күнделікті пайдаланатын тағамдарымызда организмдерге қажетті витаминдер мөлшері жеткіліксіз болса, онда организм әлсіреп, ол әр түрлі ауруларға шалдығады, оның өсіп-өнуі мен жетілуі нашарлайды. Витаминдер, сол сияқты, жоғары дәрежелі өсімдіктер мен микро-организмдердің қалыпты өсуі мен дамуы үшін қажетті заттар. Организмге тағамдар арқылы келіп түсетін белоктардың, майлардың, углеводтардың және минералдық тұздардың алмасуын жылдамдататын жәнс реттейтін де витаминдер.
[ так уверен ], ( что ): [ ]. Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Состоит из 3-х частей. Придаточное - меры и степени (насколько уверен?)
(Чем шире становился Енисей), [тем положе делались берега], [утихало течение], [река усмирялась, катила воды без шума и суеты]
(Чем ), [тем ], [ ], [ ]. Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Придаточное - сравнительное. Особенность этого предложения в том , что все три главные предложения подчиняют себе одно придаточное сравнительное(стрелочки от 2,3 и 4 предложения нужно вести к первому).
.