Прочитайте текст. Определите проблему, которая волнует автора. Используя информацию данного текста, напишите эссе (80-100 слов) о своем отношении к данной проблеме. Подберите к своему эссе заголовок, отражающий его тему Когда-то в России был такой возраст: отрочество. Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: "Детство", "Отрочество", "Юность".
В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – "возраст между детством и юностью".
И он, может быть, самый важный в жизни человека.
В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки – потому что тяга к добру еще не задавлена, не скорректирована корыстными или еще какими-нибудь расчетами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги – или не прочитываются уже никогда.
Потому что есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично.
Первый:
нет книг, которые читать – рано.
Второй:
есть книги, которые читать – поздно.
И третий:
именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде – навалом.
Поясню первый закон. Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. Потому что – у всех по-разному! Одному – рано, а другому – в самый раз. А его ровеснику до самой старости будет рано: читает – и не может понять, что к чему.
Если вам рано читать эту книжку – вы сами же первый это и заметите. И отложите ее до лучших дней – или будете читать с пропусками, выискивая то, из-за чего вам ее родители, собственно, не давали читать. Ну и что? Ничего не потеряете и ничего не приобретете.
Помню, в шестом классе спросила старшего брата – моего постоянного советчика по чтению – что мне почитать? Он сказал через плечо, секунду подумав: "Читай "Записки Пиквикского клуба" Диккенса!"
Для меня каждое его слово было истиной в последней инстанции. Побежала в библиотеку (записана была в районной с третьего класса – Интернета тогда, представьте себе, не было), взяла. Стала читать – скучно, нет сил! Иллюстрации смотреть интересно: толстяк мистер Пиквик, худой Джингль... А читать – не могу, и все. Как мне было стыдно! Как же так? Брат считает, что книга – для меня, а я значит, так глупа? Потихоньку от него сдала книгу в библиотеку, так и не прочитав, – первый, наверно, случай в моей жизни.
Через четыре года, в десятом классе взяла снова. И – читала взахлеб! Не могла понять, как она мне могла казаться скучной. Поумнела, значит, сильно за четыре года – доросла до Диккенса...
Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму – ничего страшного, вернетесь к ней позже. Но установить это можно, мне кажется, только опытным путем – начав читать. Знаю точно, что одни в 15 лет проглатывали "Преступление и наказание" Достоевского, для других чтение гениального романа было истинным наказанием.
Со вторым законом дело обстоит серьезнее.
Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14...
Гора, горка, горный, гористый, пригорок. Корень: гор.
Проверочные слова: горка, горный.
Грязный, грязнить, загрязнить, грязь, грязноватый.
Корень: гряз(ь)
Проверочные слова: грязный, грязь.
Дождевой, дождливый, дождь, дождик. Корень: дожд(ь)
Проверочные слова: дождь, дождик.
Покормить, кормушка, кормовой, накормить, корм.
Корень: корм
Проверочные слова: корм.
Далёкий, отдаление, даль, вдали.
Корень: дал(ь)
Проверочные слова: даль.
Второй, вторить, повторный, повторение. Корень: втор
Проверочные слова: повторный.
Мотать, обмотка, моток, мотальщик, смотать.
Корень: мот
Проверочные слова: обмотка.
Полоть, полет, выполоть, прополка.
Корень: пол
Проверочные слова: прополка.
Покраснеть, красный, краснота.
Корень: крас
Проверочные слова: красный.
1.на улице выпал снег,и дети слепили снеговика.
(повеств.,невоскл.,двусост.,сложное)
снег(подлежащее,одной чертой подчеркиваем)
выпал (сказуемое,двумя чертами)
дети(подлежащее,одной чертой)
слепили(сказуемое,двумя чертами)
на улице(обстоятельствам,тире точка)
снеговика(дополнение,тире)
2.снег в марте растаял,и побежали быстрые ручьи.
(повеств.,невоско.,двусост.,сложное)
снег(подлежащее,одной чертой)
растаял (сказуемое,двумя чертами)
ручьи(подлежащее,одной чертой)
побежали (сказуемое,двумя чертами)
в марте(обстоятельство,тире точка)
быстрые(определение,волнистая линия)