Прочитайте текст Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и выполните задания к нему. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Задания
1. К кому и в какой части стихотворения обращается автор? К чему он призывает?
[2]
2. Какую проблему решает автор?
Как, по мнению автора, можно заставить трудиться «душу»? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться? Какой смысл он вложил в эти слова?
Какие художественно-изобразительные средства использует автор? (приведите 2-3 примера)
[5]
3. Составьте цитатный план из пяти пунктов.
[3]
Всего : [10]
Письмо
Выберите одно из предложенных заданий.
Задание 1. Напишите эссе – рассуждение на одну из предложенных тем. Используйте в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, применяя знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Объем слов 120 - 140 слов.
1. Как определиться с выбором профессии?
2. Совершают ли люди ошибки при выборе профессии?
3. Космос начинается на земле.
4. Хочу ли я стать космонавтом?
Задание 2. Напишите биографию одного из казахстанских космонавтов. Используйте в речи причастные и деепричастные обороты. Объем слов 90-100 слов.
Мне было 7 леткогда мы семьей впервые отаравились в путешевствие. Ехали мы на поезде. дорога была долгой, а ехали мы посмотреть на горы. Когда мы только приехали мне показалось, что там не очень холодно .. Но это мне только показалось. мы вселились в гостинецу , распокавали вещи , мама одела мне теплую куртку , сапожки и мы отправились гулять. С начала я увидела большую заснеженую гору, она казалась такой большой , могучей , а на вершине были видны маленькие человечки . Затем я посмотрела вокруг и поняла , что выставлены в полукруг. Я стояла, смотрела и не могла отарвать глаз. Мне казалось будто у них нет конца . Потом мы спустились на склон и долго катлиь на лыжах, конечно по началу у меня нечего не получалось, но потом я не много поняла. После долгой прогулки мы наконец пришли в номер. Я сразу же легла на кровать и крепко-крепко уснула. А на следующий день к сожалению путишесвие закончилось... Но мое первое путишевстие я не забуду не когда. Мне оно очень понраилось.
В этом году из-за карантина мне пришлось учиться не как обычно, а дистанционно. Все ученики нашего класса, да и во всех школах, а также учителя теперь общаются только через Интернет. Мой режим дня на дистанционном обучении изменился: не нужно теперь так рано вставать, но уроки все равно есть они проходят в виде ZOOM конференций. Сначала было очень непривычно, но постепенно к такому виду работы мы все привыкли.
С домашними заданиями вообще беда. Их нужно сделать, сфотографировать и отослать учителям. Поскольку предметов в школе много, то такая рассылка занимает немало времени. Вроде бы и при обычном обучении уроков было много, но теперь кажется, что домашних заданий стало еще больше.
Из-за того, что учеба происходит дома, порой сложно себя заставить сесть за уроки. К тому же весна и очень хочется пойти погулять. Но больше всего я на дистанционном обучении тоскую из-за того, что не могу в живую пообщаться с одноклассниками, хотя мы постоянно переписываемся. Хорошо, что сейчас у всех есть смартфоны.
Главный плюс дистанционного обучения в том, что можно дольше поспать, уроки можно слушать с котом на руках. Минус в том, что приходится во многих темах разбираться самостоятельно. Также дома идет “война” за компьютер, поскольку родителям нужно работать удаленно.