Прочитайте текст и выполните задания Знакомьтесь: мода
Все мы знаем, что такое мода. Но до конца ли мы знаем ее? Мода удивляла, вызывала недоумение; поражала воображение и озадачивала с первого дня своего появления на свет. Правда, день этот с точностью не установлен историками, хотя многие специалисты рождение моды относят к XIV веку.
Очевидно, она появилась позже, в Париже, хотя за право считаться родиной моды в течение столетий спорили многие земли и города. Считают, что ее возникновение связано с появлением крупных производств тканей. Очевидно, так оно и было –для того чтобы менять формы одежды достаточно часто, надо иметь то, что обеспечивало бы эти перемены. Где-то в XIV веке стихийное, всеобщее увлечение какими-то видами одежды получило свое название. Слово «мода» ведет происхождение от латинского «modus», которое переводится как «мера правило». В общем, смысл этот сохранился и по сей день, во всяком случае, он составляет часть современного понятия моды.
Позже мода стала распространяться в Италию, Англию, Испанию. Игры с модой нравились, ряды ее поклонников росли. Она перешагивала через самые строгие границы, ломала традиционные виды одежды, навязывала свой вкус и свои правила.
Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца». Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.
Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой. В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди –и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб (т.е. национальный русский костюм сменялся европейской одеждой).
Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в ее сети.
Случалось, что сам человек, вовсе не заботясь о моде, становился популярным, нравился многим и ему старались подражать – и в прическе, и в одежде. В начале XIX века, например, молодые люди носили прическу «а ля Титус», в подражание красивому сыну знаменитого голландского художника Рембрандта ван Рейна. Позже, в 20-е годы, стала нравиться широкополая шляпа генерала Боливара, который возглавил борьбу против испанцев в Южной Америке. Шляпу эту так и называли «боливар». В 70-е годы носили куртки «а ля Гарибальди».
Или другая, более известная история –с бородой. До петровских реформ, которые коснулись и костюма, на Руси и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя. Петр I одел мужчин в камзолы и брюки, а женщин –в пышные декольтированные платья. Бороды было приказано сбрить. Их сбрили. Но не все –казаки воспротивились новой моде и остались при бородах. В 1814 году русские войска, завершая войну с Наполеоном, вошли в Париж. Героические казаки произвели на парижан неизгладимое впечатление, а борода просто вошла в моду. Она так и называлась - борода «а ля рюсс».
Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников. По примеру «передовой Европы» заводят бороду и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода
О моде можно рассказывать бесконечно. Но важно здесь одно: каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира.
1. ответьте на вопросы:
• Какие чувства вызывает мода с первого дня своего появления на свет?
• Какая страна считается родиной моды?
• Откуда ведет свое происхождение слово мода?
• В каком веке старомодная одежда в России стала меняться на новую, более удобную? Что послужило причиной такой замены?
• Какой указ издал Петр I относительно одежды?
• Какие интересные случаи происходили в мире моды?
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
- У медведицы потерялся медвежонок.
- Волчица пропала, и волчата остались одни.
- У белки украли все запасы на