Прочитайте текст и выполните задания – (1)Эй, как тебя!.. (2)Новичок... как твоя фамилия?
(3)Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник.
(5)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина.
– (6)Какие пуговицы у тебя ловкие, – сказал он, трогая одну из них пальцем.
– (7)О, это такие пуговицы... – суетливо обрадовался Буланин. – (8)Их ни за что оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!
(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть её. (11)Но пуговица не поддавалась.
(12)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая толпа. (13)Тотчас же установилась очередь из желающих попробовать оторвать пуговицу. (14) Но пуговица держалась по-прежнему крепко.
– (15)Позовите Грузова! – сказал кто-то из толпы.
(16) Пришёл Грузов, малый лет пятнадцати, с жёлтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже четыре года, – один из первых силачей возраста. (17)Он самоуверенно взялся за пуговицу и стал её с ожесточением крутить. (18)Однако, несмотря на то что он прилагал всё большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на своём месте. (19)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от натуги, он упёрся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе. (20)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. (21)На этот раз никто не рассмеялся.
(22)Как Буланин ни старался удержаться, слёзы всё-таки покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.
(23)Ночью, когда шум совершенно прекратился, Буланину сделалось невыразимо тяжело. (24)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина. (25)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту. «(26)Бедная мама! (27)Как старательно пришивала она эти пуговицы, откусывая концы нитки зубами. (28)С какою гордостью во время примерки любовалась она этой курточкой, обдёргивая её со всех сторон...» (29)Буланин почувствовал, что он совершил сегодня утром против неё нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал старичкам оторвать пуговицу.
1)Определите и запишите основную мысль текста.
2)Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16-21. Запишите ответ.
3)Почему Буланину ночью сделалось невыразимо тяжело? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4)Определите и запишите лексическое значение слова "невыразимо" из предложения 23.
5)Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5, 6 выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6)Объясните значение пословицы За совесть да за честь - хоть голову снесть. Запишите Ваше объяснение.
Если слово стоит во множественном числе, то род не указывается.
1. стиль текста: Художественный
2.тип речи: Рассуждение
3.тема: Война в Боровом
4.основная идея: Автор хотел доказать насколько жить было тяжко в то время...
5.герои: Федор, мать, фашист, девчонки.
6.выразительные средства: 1.Эпитеты Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.
Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.
2.Метафоры не нашел..
3.Олицетворения: Село обезлюдело, Разорил село.