Прочитайте текст и выполните задания № 1 – 10. ответы укажите на строке рядом с заданием.
(1) Сад залило неспокойной водой. (2) Огромные банановые листья юкковые шапки сбитые волнами ветви мушмулы лавра и магнолий колыхались в воде. (3) Высокая многолетняя пальма была сломана водой.
(4) Погода была особенной в этот день. (5) Тяжело, низко стояла над морем чёрная туча, вспыхивали молнии. (6) Ноябрьский воздух был необычайно тёплым, и при каждом набеге волны ощущался влажный жар, шедший из моря.
(7) Люди невольно отступали, когда волна, неслась по финишной прямой к берегу, заслоняя своим огромным телом море.
(8) Над морем вспыхивали молнии, а в горах шёл снег. (9) На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зелёной листвы сияла новорождённая зима.
(10) Волна, пригибающая и колышущая землю, взбегала на берег. (11) Без всякого сомнения, море в этот день было сильнее земли. (12) Вода – неукротимая стихия, ужасающая, но чарующая.
(По В. Гроссману)
1. Замените словосочетание НОЯБРЬСКИЙ ВОЗДУХ (предложение № 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетание со связью управление.
2. Определите тип подчинительной связи словосочетания НЕВОЛЬНО ОТСТУПАЛИ (предложение № 7).
3. Среди предложений 1 – 5 найдите односоставное и укажите его номер.
4. Определите вид сказуемого в предложении № 4.
5. Из предложения № 8 выпишите обстоятельства места.
6. Укажите вид дополнения ВОЛНЫ (предложение № 6).
7. Выпишите из предложения № 7 обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
8. Среди предложений № 8 – 11 найдите предложение с вводными словами. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений № 7 – 10 найдите предложение с обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения № 12.
Пушкин, "Капитанская дочка"
1) - Эх, батюшка,Петр Андреич! - отвечал он с глубоким вздохом
2) "Помилуйте,Петр Андреич! Что это вы затеяли!
"Отцы и дети" Тургенев
3) - Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.
4) - Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем...
5)Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
"Горе от ума" Грибоедов
6) Позвольте, батюшка, кружится голова;
7)Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
"Вешние воды" Тургенев
8) "Встаньте, мейн фрейлейн, - промолвил все с той же строгостью г-н Клюбер, - здесь вам неприлично оставаться. Мы расположимся там, в трактире!"
9) "- Фрау Леноре, подумайте, с какой стати я...
10)- Да, Дмитрий Павлович, - промолвила она, и голос её прозвучал чем-то особенным, какой-то несомненной искренностью и важностью, - свободу, больше всего и прежде всего.
2. Стул - стульчик - суффикс ЧИК - гласная в корне У
3. Гора - горочка - суффикс ОЧК -- гласная в корне первая О
4. Зонт - зонтик - суффикс ИК -- гласная в корне О
1. Гриб - грибочек - два суффикса ОЧ и ЕК - гласная в корне И
2. Уголь - уголек - суффикс ЕК -- гласные в корне У и О
3. Угол - уголок - суффикс ОК -- гласные в корне У и О
4. Куст - кустик - суффикс ИК -- гласная в корне У
1. Рыба - рыбка - суффикс К -- гласная в корне Ы
2. Огонь - огонек - суффикс ЕК -- гласные в корне обе О
3. Вагон - вагончик - суффикс ЧИК -- гласные в корне А и О
4. Лошадь - лошадка суффикс К -- гласные в корне О и А