Прочитайте текст и ответь на во Песня – душа народа
Исследование русского национального характера всегда будет неполным, усеченным вне обращения к русской народной песне. Лаконичная формула: «Песня - душа народа», прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда - в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын».
Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.
Как показывает мой личный опыт преподавательской деятельности, студенты двух последних десятилетий фактически не знают русских народных песен. Представим себе на минуту следующую ситуацию: в молодежном студенческом лагере, где собрались студенты разных стран, проводится концерт, в котором исполняются народные песни. Каждый из участников этого импровизированного концерта с жаром и неподдельным пафосом исполняет песни своей родины. И только русскому студенту, у которого стерты из памяти народные песни, остается развести руками или пролепетать нечто на плохом английском, что сегодня делают многие.
Всё это - великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М.И.Глинки, народный артист СССР В. Чернушенко, песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.
Задания к тексту:
1. Определите цель и целевую аудиторию текста.
2. Напишите предложение, которое отражает основную мысль текста.
3. Напишите языковые средства и приведите примеры этих языковых средств, которые использовал автор в тексте. Определите их роль и значение.
4. Определите стиль текста. Докажите.
5. Сформулируйте позицию автора текста.
Петя залюбовался морем. Оно меняется (гл. наст. вр.) на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое. То ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет (гл. наст. вр.) барашками. То под свежим ветром становится (гл. наст. вр.) вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят (гл. наст. вр.) против ворса. То налетает(гл. наст. вр.) буря, и оно грозно преображается(гл. наст. вр.). Штормовой ветер гонит (гл. наст. вр.) крупную зыбь. По грифельному небу летают (гл. наст. вр.) с криками чайки. Редкая зелень горизонта стоит (гл. наст. вр.) зубчатой стеной над бурыми облаками шторма.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
опытные директора 3) менее интересно старых сапог 4) их взгляды
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, облака почти не трогаются с места, далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видно.
2) Те, кто был приглашен на новоселье, приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия.
3) Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
4) На картине Куинджи «Березовая роща» светлая, радостно сияющая голубизна неба сочетается с темной изумрудной зеленью первого плана, солнечно-зеленой травой на поляне и холодноватой синевой дальнего леса.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Язык, который остается неизменным в меняющемся мире, перестает выполнять свою функцию.
2) Есть утесы и вершины, запоминающиеся с первого раза и надолго, например, Гибралтарская скала, словно отрубленная от берегового массива.
3) Был прекрасный июльский день, один из тех дней, случающихся при надолго установившейся погоде.
4) В 1810 году в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова, по сторонам полукруглой площади перед зданием биржи были установлены две колонны, которые служившие маяками для кораблей.
Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.
(1)Для чего нужен язык? (2)… (3)Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих уличное движение. (4)Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. (5)Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. (6)… язык нужен для того, чтобы человек мог с его выразить свои мысли и чувства.
A7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
4) Во-первых, общаясь, действуя с языка, каждый из коммуникативных партнеров осуществляет ту или иную речевую деятельность, передает информацию.
A8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
4) Наконец,
A9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
3) закреплять и сохранять опыт (предложение 4)
A10 . Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста:
3) простое осложненное
A11. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени.
5 2)
A12. Укажите значение слова ОПЫТ в четвертом (4) предложении текста
4) знания, навыки, умения, вынесенные из жизни, практической деятельности