Прочитайте отрывок из воспоминаний о том, как А.Блок читал свои стихи на вечере в Политехническом музее (1920, Москва). Докажите, что это текст публицистического стиля.
Вот на эстраду вышел Александр Блок. Буря рукоплесканий… Все
взоры устремлены на поэта, а он стоит, чуть побледнев, прекрасный,
статный, сдержанный. От волнения лишь слегка дрожит рука, лежащая
на кафедре.
Как Блок читал? Трудно словами передать своеобразную манеру
его голоса, тембр голоса, жест. Первое впечатление – монотонность, но
монотонность, до предела музыкальная, выразительная, насыщенная
темпераментом. Он доносил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и
«тайный жар», и образ, но все так благородно сдержанно.
Лицо Блока величаво-сосредоточенно, жесты прекрасных рук
ритмичны…
По окончании вечера огромная толпа провожала его вплоть до
Ильинских ворот. Ему поднесли такое количество цветов, что все друзья
и близкие несли их.
(Из сборника «Александр Блок в воспоминаниях современников»)
Задания к тексту
1. Объясните значение слов: монотонность, тембр.
Подберите синонимы к слову рукоплескания.
2. В каких значениях употребляются слова: кафедра,
эстрада?
3. Укажите средства речевой выразительности: а) эпитеты,
б) метафоры, в) многосоюзие, г) предложения с однородными
членами, д) парцелляцию, е) во предложение, ж)
частичное цитирование.
4. Выпишите из второго предложения деепричастный
оборот.
5. Замените в третьем предложении причастный оборот
придаточным предложением. Сравните синонимичные
конструкции. Составьте схему сложного предложения.
6. Сколько грамматических основ в последнем
предложении?
7. В каком словосочетании связь иная, чем согласование: а)
вышел на эстраду, б) первое впечатление, в) прекрасные руки,
г) своеобразная манера
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
10. Напишите изложение (сжатое)
Почему нужно быть добрым.
Человек – существо социальное. Так или иначе мы всегда зависим от окружающих: на работе, в кругу друзей, в кругу семьи. Наша жизнь складывается из наших поступков и поступков других людей по отношению к нам. Здесь действует золотое правило: относись к другим так, как хотел бы, чтоб относились к тебе. Всегда неприятны и опасны грубость, неуважение, равнодушие, злость, зависть. Данные качества порождают негатив, да и более того нанести душевную рану. Поэтому так или иначе каждый человек надеется получить положительные эмоции при общении с другими людьми. Но как важно получать позитивное, так же важно и нести позитив, добро в ответ. Добро для меня – это проявление эмпатии, сопереживания другим людям поставить себя на место другого. Быть добрым, делать добрые дела – значит, день за днем становиться мудрее, честнее. Добро необходимо человеку как воздух: творя добро, ты очищаешь душу, чувствуешь в себе силу, правду!
Но доброта – это не благотворительность, она должна быть избирательна и умна! Вспомним «Бесприданницу» Н. Островского: Карандышев, изъявляя желание жениться на Ларисе, в его понимании проявляет «великую доброту» к бедной девушке, Кнуров «по доброте душевной» (выиграв пари) хочет увезти девушку своей содержанкой в Париж. Но добро ли это для Ларисы? Нет, внешне положительный поступок обрекает героиню на «душевную тюрьму» и несчастную жизнь без любви. Таким образом, добрый поступок всегда предполагает нечто хорошее для всех. Так, в романе «Война и мир», в эпизоде, где Ростовы покидают осажденную французами Москву, Наташа Ростова, оставив почти все подводы для раненых, лишила всю семью большей части имущества, но множество жизней солдат…и свою душу от угрызений совести. Она поступила честно, мудро, добро! Доброта есть наша совесть, мерило наших поступков. Быть добрым – значит учиться доброте, учиться быть честным перед самим собой, учиться быть настоящим человеком!
Объяснение: