Прочитайте отрывок из произведения М.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания к нему.
(1) Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу
отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
(2) Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... (3) Что-то ждет их впереди? (4) И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
(5) С тяжелой грустью смотрел я им вслед... (6) Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. (7) И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. (8) Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (9) Плачут они и наяву. (10) Тут главное - уметь вовремя отвернуться. (11) Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза... (Михаил Шолохов «Судьба человека»).
1. Замените словосочетание «мужская слеза» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
2. Определите количество грамматических основ в предложении 6. ответ запишите цифрой.
3. Среди предложений 1-7 найдите такое, где есть вводное слово. Запишите номер предложения.
4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Запишите его номер.
5. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
6. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
7. Замените слово выдюжит (предложение 4) стилистически нейтральным синонимом.
8. Из предложений 1-5 выпишите обособленное обстоятельство с определяемым словом.
9. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание.
10. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в словосочетании «скупая слеза»?
11. Из предложения 6 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
12. Среди предложений 1-6 найдите такое, одной из частей которого является безличное предложение.
13. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую), которые разделяют части сложного предложения.
Может быть, (1) все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, (2) но Ванюшка, (3) отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, (4) повернулся на ходу ко мне лицом, (5)помахал розовой ручонкой.
14.Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение. Запишите его номер.
15.Определите количество грамматических основ в предложении 11. ответ запишите цифрой.
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.