Прочитайте отрывок из повести Бауыржана Момышулы «История одной ночи» (воспоминания о Герое Советского Союза Т.Тохтарове, погибшем в бою под Москвой).
Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров».
1.Запишите ключевые слова/словосочетания.
ответ: исправленные варианты.
1. Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.
2. Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
3. Добрый поступок создает и накапливает добро, делает (наст.вр.) жизнь лучше, развивает гуманность.
4. Он купил продукты: яблоки, орехи.
5. В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.
6. На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.
7. Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре (не употребляется с предлогом "в").
8. Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
9. Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
Папе пришлось гнать машину на всей скорости.
Не так-то и легко держать в одной руке два арбуза.
Я велела брату сидеть и слушать мой рассказ.
Папа учил меня брить щетину.
Не пытайтесь смирить кота и собаку.
Мне пришлось терпеть зубную боль.
Так легко обидеть друга.
Мне не велели вертеть книжкой перед собой.
Я так не хочу зависеть от родителей.
Лучше я буду любить людей, а не ненавидеть.
Мне стало трудно дышать.
Надо уметь слушать, а, главное, слышать!
Чтобы хорошо видеть, бабущка надела очки.
Папе не пришлось смотреть мой дневник