Прочитайте Н.И Сладкова "Птичьи Часы" Нашел я часы.
Ни золотые, ни серебряные, ни ручные, ни карманные, ни солнечные, ни песочные, а... птичьи. В лесу, оказывается, и такие есть - и чуть ли не на каждом дереве! Вроде наших часов с кукушкой. Только там еще и часы с зарянкой, часы с зябликом, часы с дроздом.
Птицы в лесу, оказывается, начинают петь не когда кому вздумается, а когда положено. Одни через столько-то минут после восхода солнца, а другие за столько-то минут до восхода. Какая птица как.
Ну-ка, сколько сейчас не на моих серебрянных, а на лесных птичьих? И не посмотрим, а послушаем, ведь птичьи часы все с боем.
Бекас сверху зажжужал, - значит, уже три часа. Вальдшнеп протянул, похрюкивая и повизгивая, - начало четвертого. А вот кукушка закуковала - солнце скоро взойдет. И заработают часы утренние, и станет их не только слышно, но и видно. Певчий дрозд сидит на маковке елки, высвистывает - около четырех, теньковка поет и крутится на осине - начало пятого, зяблик прогремел на сосне - скоро пять.
Ни заводить, ни чинить, ни проверять эти часы не надо. Водонепроницаемые и удароустойчивые. Правда, привирают, бывает, но какие часы не спешат или не отстают! Зато всегда при себе, не забудешь, не потеряешь. Часы с перепелиным боем, с кукованием кукушки, с трелями соловья, во звоном овсянки, с колокольчиком жаворонка - лесного юлы. На любой вкус и слух!
1.Определите тип речи. Какие части речи характерны для этого типа?Как связаны предложения в тексте?2.Укажите существительные-названия птиц. Произведите морфологический разбор одного из них(на выбор).3.Укажите относительные и притяжательные прилагательные. Прокоментируйте в них орфограммы.Произведите морфемный разбор сложных прилагательных.4. Укажите числительные.Определите их разряд.В каких формах они употреблены в тексте?5.Укажите местоимения.Выпишите их, сгрупировав в два столбика:местоимения-существительные и местоимения-прилагательные.Определите формы местоимений.6.Укажите глаголы со значением звучания. Произведите морфологический разбор одного из них(на выбор).7.Укажите наречия.Определите их разряд.8.Укажите слова категории состояния.Чем они отличаются от наречий.9.Укажите деепричастия. произведите морфологический разбор.Каких знаменательных частей речи нет в тексте?10.Выпишите в один столбик союзы, а в другой-частицы.Определите их значение.11.Прокомментируйте правописание не и ни с разными частями речи.12.Напишите изложение
Выделяют два основных типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические. Объект описания в энциклопедическом словаре и энциклопедии — различные предметы, явления и понятия; объект описания в лингвистическом словаре — единица языка, чаще всего слово. Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.) , характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.
Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь. Толковые словари служат для толкования значений слов, их роль для изучения лексической системы языка огромна. В толковом словаре можно получить информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет, есть ли у него омонимы. В таком словаре также даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления.
Словарь состоит из словарных статей. В начале словарной статьи стоит заглавное слово (совокупность всех заглавных, то есть толкуемых, слов словаря называется словником) . Толкование значений в словаре может быть представлено разными описательным (дается описание существенных признаков предмета, явления) , синонимическим (значение слова объясняется с подбора синонимов) , отсылочным (производные слова описываются путем отсылки к производящему с учетом значения словообразовательного средства) . В одном толковании могут сочетаться разные Разные значения одного слова могут толковаться разными Например:
дрель, -и, ж. Ручной инструмент для сверления отверстий — описательный
гогот, -а, м. 2. перен. То же, что хохот (прост. неодобр. ) — синонимический
карикатурный, -ая, -ое; -рен, -рна. 1. см. карикатура — отсылочный
грустить, грущу, грустишь Испытывать чувство грусти, печалиться — сочетание отсылочного и синонимического
гробовой, -ая, -ое. 1. См. гроб. 2. перен. Глухой и мрачный — первое значение истолковано отсылочным второе — синонимическим. (Приводимые толкования взяты из Словаря Ожегова) .
Словари могут различаться по отбору лексики (по составу и количеству включаемых слов) . Так, словарь может охватывать всю лексику языка или какие-либо отдельные ее пласты (словари терминов, иностранных слов, жаргонной лексики) . Словари, включающие лексику национального (общенародного) языка (таков, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля) или отдельные пласты национального языка, не входящие в литературный язык («Словарь русских народных говоров» , «Архангельский областной словарь» и др.) , являются ненормативными — они не кодифицируют литературный язык, не устанавливают его границы. Если словарь является нормативным (таковы, например, все толковые словари, выходившие в советское время) , в него включается лексика литературного языка.
У отечественных толковых словарей многовековая история. Первыми толковыми словарями считают рукописные словарики XIII и XIV веков, которые прилагались к книгам религиозного содержания и объясняли старославянизмы, непереведенные греческие и латинские слова. Из печатных словарей надо отметить словарь Лаврентия Зизания 1596 года и «Лексикон словеноросский и имен толкование» Памвы Берынды 1627 года, также пояснявшие старославянизмы и другие заимствования.
Словари. Структура словарной статьи.