Прочитайте и сопоставьте два текста. Одна и га же или разные проблемы в них обсуждаются? I. Другая нынешняя порча языка — в том, что он замусоривается множеством англоязычных слов, большей частью безнадобных, дубликатных, вместо пренебрегаемых русских. Правда, в этом последнем пункте нельзя считать надежду потерянной: например, в послепетровскую, в елизаветинскую пору письменный язык был затоплен обилием немецко-гол-ландских, также безнадобных, заимствований, а со временем ОНИ схлынули, как пена. (А. Солженицын)
И. Тексты, распространяемые современными средствами массовой информации, изобилуют словами, которые всего лишь двадцать лет тому назад в русской речи не употреблялись: такие слова, как пиар и ньюсмейкер, маркетинг и фьючерс, риелтор и девелопер, ремейк и блокбастер, и сейчас понятны далеко не всем носителям языка. Однако заимствование большинства из них связано с тем, что в нашу жизнь входят новые явления, для которых нет готового русского названия. Как правило, сначала соответствующая реалия бывает знакома относительно узкой группе «посвященных», которым обычно известно её английское название. Однако по мере того как явление получает всё более широкое распространение, всё более широко известным становится и его заимствованное наименование. (Но А. Шмелёву)
1. Сформулируйте проблему, которая поставлена в текстах. Имеет ли она отношение к проблемам культуры речи? К каким именно?
2. Какую точку зрения на проблему высказал писатель и общественный деятель А. Солженицын, какую —
лингвист А. Шмелёв? Одинаково или по-разному оценивают проблему авторы текстов?
3. Сформулируйте тезисы, выражающие основную идею каждого из текстов, и запишите их.
4. Как вы думаете, какой текст принадлежит к публицистическому стилю, какой — к научно-популярному? Какие языковые особенности текстов свидетельствуют об этом?
5. Опираясь на информацию из прочитанных текстов, а также собственный речевой опыт, напишите о своём отношении к проблеме широкого распространения заимствований в речи наших современников. Свою точку зрения аргументируйте
летнее солнце ярко светило на небе. в скоре его сменил золотой месяц. солнце не хотело уходить с небосвода , но месяц настоял на своём и солнце покинуло горизонт . лето сменила зима и солнце не вышло в небо. месяц пошёл его искать . он искал солнце всю зиму и в конце концов нашёл его плачущим у себя дома.Солнце и месяц помирились и жили дружно. (Вот и моё сочинение как он тебе ?) Мое любимое занятие- смотреть в раскрытое окно и наблюдать за самыми разными облаками. Вот и сейчас , я расспахнула окно и любуюсь картиной надвигающейся грозы. Тяжелые, грозовые облака сгущаются на линии горизонта. Они мрачного темно- серого цвета. Вдалеке видно еще несколько небольших светло- серых облаков, уплывающих быстро- быстро из-за сильного порывистого ветра. Слышны раскаты грома , а вот и молния, освещающая фиолетовым оттенком пышные облака. Начался дождь. Облака стали почти черного цвета, они стали словно тени преследовать друг друга, убегая за горизонт. Хорошо, что гроза была недолгой. Вот первые солнечные лучики показались через тучки. Каждое облачко становится все светлее и светлее, пропуская все большее количество солнечных лучей. Облака становятся все легче и ажурней, некоторые из них напоминают смешных , диковинных зверюшек. Вот еще час и облака как бы растворились в небесной синеве С шутливой симфонией скерцо,
Ночами скиталец хмельной,
Стучится в закрытые дверцы,
А днём поиграет с листвой.
Ковровой полыни в паласе,
От ветра внезапный демарш,
Фрагменты в лоскутном атласе
Пригнулись, сменив свой пейзаж.
Слышна свистопляска в ущелье,
Проказнику разве впервой,
Где крутит, ломает деревья,
Довольный работой шальной.
Запели минорные ноты,
Безумец агрессии рад.
В итоге устал от охоты,
Пошёл в лабиринтах на спад.
я не смог последнее