Проблема Арала началась в 60-х годах века. (2) Области когда-то покрытые водой сегодня превратились в пустыни. (3) На песке валяются корпуса рыбачьих кораблей заржавленные разъеденные солью. (4) В результате экологической катастрофы распространены безработица и страшные заболевания. (5) Высыхание моря соединило с берегом ряд небольших островков, на которых раньше испытывали биологическое оружие. (6) Из-за изменений происходящих в регионе поднимаются песчаные бури. (7) А ведь когда-то эти края были похожи на восточную сказку. (8) До 60-х годов Аральское море было четвертым по величине море-озером в мире после Каспия, Великих озер в Америке и африканского озера Виктория. (9) Арал был оазисом между двумя пустынями: Каракумы и Кызылкум. (10) Среди песков располагались прекрасные зоны отдыха и пляжи. (11) Между портами Мунайк и Аральск курсировали суда нагруженные рыбой... (12) Теперь все в запустении, в Арале давно нет никакой рыбы, частично исчезли представители флоры и фауны.
(13) Существует ряд общественных и международных организаций занимающихся высыхающего моря. (14) Обреченному Аралу уже даже придумано название – пустыня Аралкум. (15) Это будет самая молодая пустыня в мире…
Виды речевой деятельности
Критерий оценивания
Дескрипторы
Чтение
Понимать основную информацию сплошных и не сплошных текстов,
извлекая главную и второстепенную
информацию.
Выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль
Определите тему текста
Определите основную мысль текста
1
1
Соблюдение
речевых норм
Использовать знаки препинания в простых, осложнённых обособленным определением и обстоятельством предложениях
Выпишите три предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
-- -- -- -- -- . -- . --. -- -- -- -- -- -- -- -- --
гл гл мест пред сущ пред сущ пред сущ гл
Успеет встать он за станок, За парту в школе сесть.
-- -- -- -- . -- . -- . -- . -- . - -- . -- . -- . -- -- . -- . -- . -- -- -- -
Повествовательное, невосклиц., сложное, бессоюзное,
Первое простое в составе сложного: Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть,
двусоставная основа - успеет он, распространённое, осложнено однородными дополнениями, выраженными инфинитивами.
2-е простое в составе сложного: Успеет встать он за станок,За парту в школе сесть.
двусоставная основа - успеет он
распространённое, осложнено однородными дополнениями, выраженными инфинитивами.