Представьте ситуацию : жена говорит мужу: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а
также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего
пользования.
В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с
целью приобретения необходимых продовольственных товаров»
- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в
этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак
культурной речи здесь представлен? (Уместность)
Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и
тавтология
Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление
однокоренных слов.
Плеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных
уточняющих слов.
Примеры плеоназмов
главный приоритет;
первый дебют;
ценные сокровища;
наружная внешность;
необычный феномен;
пернатые птицы;
полное фиаско;
равная половина;
Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:
старый старик
заплатить плату
высокая высота
гость в гостях
спросить вопрос
белые белила
проливной ливень
писатель описывает
- Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ
на каждый из следующих вопросов:
Каково значение слова? (Толковый словарь)
Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических
трудностей)
Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический
словарь)
-Прочитайте диалог:
Димка, ну чё, прочитал?
Прочитал.
Прикольно или стрёмно?
Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке,
зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником.
Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на
парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей
культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я,
поймёт».
Вот лох!
А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
Ух ты!
Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...
Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и
неуместное употребление сленговых выражений)
- что такое сленг?
ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых
профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ –
экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи,
отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.
- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но
помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к
примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и
выразительность.
Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный
сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
Рассказ начинается с того, что соловей слышит влюбленного юношу, который страдает. Его возлюбленная сказала, что потанцует с ним - бедным студентом, если он подарит ей алую розу. Соловья так трогают мечтания юноши, что он решает ему
Певец любви летит к кусту розы и просит красный цветок, но куст отвечает ему, что его цветы желтые. Они, конечно, прекрасны, но не подходят для капризной девушки, которая, понятно, еще и красива, и богата. Тогда Соловей летит дальше, просит во имя любви, которую он всегда воспевал, но нигде не находит розы. И вот птица прилетает к кусту, у которого должны быть прекрасные алые розы. Растение подтверждает, хвалит свои цветы... Но есть проблема - холод повредил куст, у него нет в этом году цветов. Соловей готов отчаиться, но куст предлагает решение. Если Соловей споет прекрасную песню, то цветок появится. Однако красным он будет, если только кровь свою готов пролить Соловей. И птица решается на такой поступок... Роза родилась прекрасной, а вот Соловей погиб.
Влюбленный студент нашел эту розу в саду. Счастливый он поспешил к возлюбленной. Но она вдруг сказала, что эта роза не подходит к ее платью. И вообще, другой ухажер подарил ей украшия, которые, логично, дороже цветка. Разочаровпнный студент со злостью выкинул розу.
Получается, что Соловей погиб зря. Он взял на себя роль влюбленного, которому нужно было пройти испытания, назначенные "принцессой". Если б человек полил кровью розы, то он бы не погиб! А еще, возлюбленная оказалась не самой честной и доброй девушкой. Студент в ней не разобрался, обманлся приятной внешностью. Это явно не панночка из произведения Гоголя, которая, хоть и требовала, черевички, но переживала за юношу.