ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Обособленные определения и приложения
1. В этом предложении надо обособить согласованное рас определение, относящееся к существительному:
I а) А земля под ногами горела
И такая звезда глядела
В мой еще не брошенный дом. (А. Ахматова)
б) Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром. (А. Сафронов)
в) На голой кочке у вросшего в землю черного камня валялся плетеный кошель и стоял глиняный кувшин. (И. Соколов-Микитов)
г) Солнце освещало дно реки, заросшее длинными, склоненными течением водорослями. (И. Соколов-Микитов)
2. В этом предложении согласованное рас определение, относящееся к существительному, не обособляется:
I а) Не худо бы иным смотрящим сверху вниз,
Мечтающим иметь свой персональный «ЗИС»
Не только изрекать, мол, мне с горы виднее,
Но быть на той горе, чем выше, тем скромнее. (С. Михалков)
б) Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем. (М. Горький)
в) Он совсем не насмешлив сегодня —
этот старик знаменитый своей насмешливостью. (К. Симонов)
г) Вот снова светит в золоте осеннем
Чуть тронутая солнцем синева. (Н. Рыленков)
3. В этом предложении надо обособить согласованное рас определение, стоящее перед определяемым словом и имеющее дополнительное обстоятельственное значение причины:
I а) Утомленные ночлегом
Шли бойцы из всех берлог
Греться бегом, мыться снегом,
Снегом жестким, как песок. (А. Твардовский)
б) С лугов возвращались люди с блестевшими на солнце полосами кос. (И. Соколов-Микитов)
в) Днем галки гуляли с грачами на полях, а вечером вместе садились на голые, звеневшие на весеннем ветру деревья. (И. Соколов-Микитов)
г) Увлеченная рассказом Лиза не заметила, какой бледностью покрылось лицо Тумановой. (Н. Островский)
4. В этом предложении надо обособить согласованное рас определение, стоящее перед определяемым словом и имеющее дополнительное обстоятельственное значение уступки:
I а) Раненный осколком в плечо капитан Сабуров не покинул строя. (К. Симонов)
б) По донской степи, мимо седых курганов, шел измученный походом полк. (Б. Горбатов)
в) Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей :| Герасим вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. (И. Тургенев)
г) Не при к полету, птица эта [коростель] вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. (В. Астафьев)
5. В этом предложении надо обособить несогласованное рас определение:
I а) В досаде скрытой Черномор
Без шапки, в утреннем халате
Зевал сердито на кровати. (А. Пушкин)
б) В широком плаще с лицом под густой вуалью она долгие часы у подъезда. (Л. Толстой)
в) Старик этот с умными выразительными глазами, в старой фуфайке, в огромных болотных сапогах встретил их у самой сторожки. (Е. Пермитин)
г) Странное ощущение испытал летчик, слушая маленького белокурого мужичка с большими, грустными, усталыми глазами. (Б. Полевой)
)
6. В этом предложении надо обособить согласованное определение, относящееся к личному местоимению:
I а) Мне взрослому было немного стыдно. (Паустовский)
б) Потерявший покой
Стал я с тайною ношей
Весь какой-то другой,
На себя не похожий. (В. Федоров)
в) Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя. (М. Горький)
г) Рожденный в далекие годы
Под смутною сельской звездой
Я русскую нашу природу
Не хуже люблю, чем другой. (А. Сурков)
7. В этом предложении надо обособить определение, которое отдалено от определяемого слова:
I а) Автомобиль рванул—и за спиной,
С полусемейной флотской стариной
Облитый пылью скрылся Севастополь.
б) Вот солдаты идут по степи опаленной,
Тихо песни поют про березки да клены,
Про задумчивый сад, про плакучую иву,
Про родные леса да широкую ниву. (С. Львов)
в) Он сделал только несколько движений и соскользнул; обессиленный и немощный. (Б. Полевой)
г) Мы долго смотрели вслед пораженныё этим зрелищем. (К. Паустовский)
8. В этом предложении надо обособить нерас определения:
I а) И Горький, склонившись с улыбкой доброй,
Костер распалил небольшой и неяркий.
(Е. Долматовский)
б) Пушки бьют в кромешной мгле,
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле. (А. Твардовский)
в) Я возвышаю голос мой
Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный. (Д. Бедный)
г) У него был голос глухой и внятный. (Паустовский)
Объяснение:
Книга – это результат труда многих людей: автора, редактора, издателя… В них можно найти ответы на все вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Поэтому нужно ценить этот труд и книги, переходящие от поколения к поколению. Каждый день в читальном зале собираются дети и взрослые, чтобы узнать из книг что-то интересное, а потом поговорить о том, что больше всего понравилось.
О многом можно узнать, перелистывая страницу за страницей той или иной книги. Например, произведения Пришвина и Паустовского повествуют о красоте русской природы, заставляя любить тот край, который взрастил каждого из нас. Книги Н.Носова заставляют смеяться над героями, над их проделками, стихи Пушкина и Лермонтова о любви будоражат сердце. А могут ли книги сами рассказать о себе людям? Конечно, могут.
Пришел как-то в библиотеку школьник, взял с полки «Энциклопедию юного знатока», и вдруг почудилось ему, что кто-то спросил у него: «А знаешь ли ты, уважаемый читатель, когда и кто совершил великие открытия, изобрел автомобиль, самолет, парашют, авторучку и многое другое? Наверное, нет, а я тебе, если ты внимательно прочитаешь то, что во мне написано.
Я расскажу тебе, что такое Атлантида, аршин, кто такой Владимир Мономах, поведаю о великом шелковом пути, о том, что «водить за нос» друзей – занятие недостойное. Прочитав хотя бы часть из того, то я могу рассказать, ты сможешь лучше учиться, быть образованным человеком, научишься пользоваться знаниями».
Репродукция картины К. Ф. Юона « Мартовское солнце» .
- Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
- Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие в даль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине – голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками. Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.
В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени.
Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое – большое, без конца и без края.
На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Тёплым светом мартовского солнца пронизано всё вокруг. )
- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато- голубого, сиреневого, золотого, жёлто-голубого, бело-розового. Такой колорит – сочетание различных цветов художнику передать настроение весеннего дня. )
- Ваши впечатления от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как всё прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день. )
Надеюсь, хватит?)) )
Объяснение: