Практическое занятие №5
Тема: «Правописание наречий».
1. Спишите предложания, обозначьте орф. «о/а в наречиях»
Пахомов искос… взглянул на Невскую.
Изредк… набегает ветерок.
Вагон снов… тряхнуло.
Хозяин велел наглух… забить дачу.
Издавн… русские считались храбрыми воинами.
Жулька металась справ… налев… и слев… направ….
Кирила Петрович за приезжал в домишко товарища.
2. запиши и определи разряд наречий
Внизу – весело -
Завтра – сгоряча -
Назло - слева –
3. запиши и подбери наречия – антонимы
Весело – далеко -
Ласково – активно -
Жарко - небрежно –
4. замени фразеологизмы наречиями
Спустя рукава – душа в душу -
На край света – ни свет ни заря -
Рукой подать - яблоку негде упасть-
5. заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е
Работу выполнить прекрасно –
Любить сильно –
Говорить напевно –
Вести себя дерзко –
Смотреть неодобрительно –
Двигаться неловко –
Говорить доказательно –
Слова убеждающ…, вызывающ…, неуклюж…,осуждающ…, блестящ…, горяч…, певуч….
6. Спиши текст, обозначь орф.в наречиях.
Неплохо бы запомнить надолго, как ребёнком свежо видишь мир; удивлённо смотришь вокруг; куда-нибудь бежишь вприпрыжку по сплошь залитой солнцем дорожке; никогда не грустишь; нежданно-негаданно находишь друзей; беззаботно, по-детски смеёшься; по-настоящему веришь в чудеса; что-то всё время напеваешь точь-в-точь как известный певец.
7. Выпиши все наречия из текста.
МОЙ ДОМ
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.
(По К. Паустовскому) (159 слов)
Тест
1.Укажите наречие с буквой -а на конце:
А) надолг… уехать
В) приехать издалек…
С) навечн… распрощаться
Д) вытереть насух…
Е) засветл… вернуться
2. Дефис не пишется в наречии:
А) в(?) третьих
В) по(?) казахски
С) куда(?) либо
Д) по(?)летнему
Е) не(?)мыслимо
3.Укажите наречие:
А) никакой
В) ни с кем
С) никому
Д) нигде
Е) никто
4.В предложение можно вставить отрицательное наречие: Он ушел …
А) в школу
В) не прощаясь
С) в никуда
Д) в будущее
Е) не спеша
5.Укажите, какой частью речи выражено обстоятельство в предложении: Два стареньких буксира навстречу.
А)наречием
В) деепричастием
С) причастием
Д) словосочетанием
Е)неопределенной формой глагола
6.Наречие отвечает на во А) Кто? Что?
В) Какой? Какая? Какое? Какие?
С) Что делать? Что сделать?
Д) Как? Где? Куда? Когда?
Е) Сколько? Который?
7.Укажите наречие без Ь на конце:
А) навзнич…
В) замуж…
С) наотмаш…
Д) проч…
Е) сплош…
8.Количество наречий в ряду: замуж, навзничь, наотмашь, горяч, настежь
А)4 В) 2 С)3 Д)5 Е)1
9.Укажите основу слова непостоянно:
А) непостоянн-
В) постоянн –
С) непостоянно
Д) непостоян-
Е) постоян-
10.Укажите предложение, в котором есть наречие с приставкой- НИ- :
А) Очки не действуют н…как.
В) Все равно н…куда спешить.
С) Им н…откуда было ждать Д) Было так тесно, что сесть н…где.
Е) Н…когда присесть, а до вечера еще далеко.
11.Укажите словосочетание, где зависимое слово выражено наречием:
А) шел по тропинке
В) поехал учиться
С) шел задумавшись
Д) шел легко
Е) напевая песенку.
я люблю читать. мне нравится переживать приключения каждого героя, переноситься во времени и пространстве. всегда интересно сравнивать свои мысли с мнением автора, придумывать, как бы ты поступил на месте героя. первая книжка, которую я прочла сама, был сборник народных сказок. волшебный мир, где живут змеи-горынычи, василисы прекрасные и иваны-царевичи, где звери разговаривают, а в лесу можно увидеть лешего и наткнуться на избушку бабы-яги, не мог мне не понравиться. и до сих пор я больше всего люблю сказки, все волшебное и необыкновенное. лучшая же сказка, как мне кажется, это книга льюиса кэрролла «алиса в стране чудес». кроме того, мне нравится знакомиться с людьми с книг, перенимать жизненный опыт писателей, их знание людей, которые они вкладывают в свои произведения, видеть далекие времена и страны глазами тех, кто жил в ту эпоху. ничто не способно заменить книгу: ни лучшая в мире театральная постановка, ни фильм талантливейшего режиссера. мое поколение не умеет читать. естественно, я не имею в виду умение складывать буквы в слоги, а слоги — в слова. нет, речь совсем о другом: мы не умеем получать удовольствие от книги, сопереживать героям, ценить талант писателя и его мастерство владения словом. диск с голливудским боевиком или новой компьютерной игрой значит для любого одиннадцатиклассника гораздо больше, чем все собрание сочинений достоевского, и исключений из этого правила, к сожалению, немного. это относится не только к моему поколению: постепенно исчезать культура чтения начала уже давно. возможно, это происходит потому, что в последние десятилетия жизнь стала намного динамичнее и у людей не хватает времени на чтение. кроме того, книге сложно соперничать с постоянно появляющимися новинками кино, возможностями интернета, компьютерными играми. постепенно классическая становится доступной относительно небольшому количеству людей, которые способны понять и оценить предлагаемые ею сокровища.
речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.
в произведении б. екимова рассказчик согрел свою душу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о новогодних подарках, которые она приготовила родным. о том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельствуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: « облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек». уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамочка», «бабушка», «дедушка», «папочка») любовное отношение девушки к родным. она чуткая и внимательная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «бабушка болеет, а хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). речь характеризует ее как человека большой души и сердца.
прав был лингвист л. сухорукое, говоря, что «наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души. 2
по мнению филолога л. сухорукова, «наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
в самом деле, одной из главнейших характеристик человека является его речь. она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.
в рассказе б. екимова речь девушки — яркое тому подтверждение. восклицательные предложения ее счастье от того, что она подарит радость близким: «ой, как мама обрадуется! »; «он будет такой довольный! » — говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «она так будет рада! » — счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «у нас такой папа хороший, работящий», — радостно сообщает она подруге. и эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высветили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.
именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа. 3
в повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. и это не случайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.
давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа б. екимова. девушка эта — заботливая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамочка», «папочка»).
она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. ее отношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выражает значение последовательности событий («он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома»). все душевные качества и чувства девушки — это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.
даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, ее за подаренные радость и тепло.
в самом деле, прав был лингвист л. сухоруков, утверждавший, что «наша речь — это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».
текст для работы