Практическая работа по теме «обособленные определения» (8 класс) i. перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными.расставьте знаки препинания. 1.омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. 2.на ростках возмужалых хлебов дрожала нанизанная стеклярусом роса. 3.нагретая солнцем степь дышала всеми ароматами разнотравья. ( из произведений м.а.шолохова) ii. расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения. 1.тихая ночь вся золотистая от полумесяца низко стоявшего над горой мешалась с тонким светом зари чуть алевшей на востоке. (и.а. бунин) 2.над радугой повисло облако похожее на гигантскую кисть сирени освещённую закатом. (к.г.паустовский) 3.несказанно нарядный он (лес) сиял под холодным осенним солнцем. (м.а.шолохов) 4.в небе трепетно вспыхивали звёзды его золотые цветы. (м.горький) 5.ночь по-летнему простая и мирная с чистым небом в ярких звёздах давала мягкую и прозрачную темноту. (к.г. паустовский) iii. прочитайте и озаглавьте текст. определите его стилистическую принадлежность, обоснуйте свой ответ. укажите № предложений, в которых имеются обособленные определения. 1)вошёл в мокрый лес. 2)капля с высокой ёлки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. 3)от капли папоротник вздрогнул, и я на это обратил внимание. 4)а после этого и ствол старого дерева с морщинами, и папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются, и вокруг плотный ковёр заячьей капусты – всё расположилось в порядке, образующем картину. (м.пришвин)
Объяснение:
А:
Я молчал, но у меня хорошо стало на душе. (Я - подлежащее, молчал сказуемое/ стало - сказемое)
Б:
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна. (Твердили - сказуемое/лесть - подлежащее, гнусна - сказуемое)
Я росла, не зная, как тонет в реках медленный закат.(Я - подлежащее, росла - сказуемое/тонет - сказуемое, закат - подлежащее)
В:
Школьной премудрости кончится срок, новые истины время состарит.
(Кончится - сказуемое, срок - подлежащее/ время - подлежащее, состарит - сказуемое)
Остальные - простые предложения с однородными членами:
Звенит звонок, и весел, и горласт, и радостью переполняется. (Звенит - сказуемое, звонок - подлежащее, переполняется - сказуемое)
Теперь все изменилось, все перепуталось. (Все - подлежащее, изменилось - сказуемое/ все - подлежащее, перепуталось - сказуемое)
В предыдущем ответе всё-таки нет именно обобщающего слова, поэтому и постановка двоеточия в нём неправомерна. Дам свой вариант этого предложения.
Все задают разные вопросы: легкие, сложные, глупые, умные.
Хотя сама бы я написала так:
На проеке "ответы" задают разные вопросы: легкие, сложные, глупые, умные.
Напомню, что обобщающее слово и однородные члены предложения, которые к нему относятся, являются одними и теми же членами предложения: вопросы какие? разные; какие именно разные? легкие, сложные, глупые, умные. (Определения)
Вот мои примеры:
1. Везде была духота: в комнате, на улице и даже у реки.
Где была духота? везде; где именно везде? в комнатах, на улице, у реки (Обстоятельсва места) .
2. Я быстро сложила в портфель всё: учебники и тетради, карандаши и ручки, линейку и транспортир.
Что сложила? всё; что именно всё? учебники и тетради, карандаши и ручки, линейку и транспортир. (Прямые дополнения) .
3. Все пришли на субботник: старшеклассники и ученики младших классов, учителя и техперсонал школы.
Кто? все; кто именно: старшеклассники и ученики, учителя и техперсонал. (Подлежащие)