Пошёл в школу. Он был очень горд: ведь не у каждого в классе ручка с золотым пером и золотыми буквами! А тут учительница
Н
забыла дома свою ручку и попросила на время у ребят. И Алёша
протянул ей своё сокровище. И при этом подумал: «Мария на
колаевна обязательно заметит, какая замечательная у него руч.
ка...». Но учительница не стала разглядывать ручку и ничего
такого не сказала. Она спросила урок у Алёши, но он его не в
учил. И тогда Мария Николаевна поставила в журнале двойку
золотым пером и вернула ручку. Алёша, растерянно глядя на
своё золотое перо, сказал:
Как же так получается? Вот так получается!
- Ты о чём, Алёша? не поняла учительница.
еждения
озолотом пере...
сказал Алёша.
Разве можно ставить
двойки золотым пером?
- Значит, сегодня у тебя не золотые знания,
тельница.
Выходит, папа подарил мне ручку, что-
Карточка-информатор
бы мне ею двойки ставили? сказал Алёша. -
арованы – ойып жазылған
Какой же это подарок?
мақтаныш етті
Учительница улыбнулась и сказала:
Еще - здесь: дорогая вещь
Ручку тебе подарил папа, а сегодняшний
«подарок» ты себе сам сделал.
сказала учи-
енно - сасып, қысылып
Читаем и пишем
Работа в группах.
1
2
1. Определите тему текста.
2. Выпишите из текста слово-
сочетания с прилагатель-
ным золотой в прямом
значении.
3. Что подарил папа в день
рождения Алёше?
Скажите, на какой вопрос
вы ответили: «тонкий»
или «толстый»?
1. Определите основную
мысль рассказа.
2. Выпишите из текста слово-
сочетания с прилагатель-
ным золотой в переносном
значении.
3. Почему учительница
попросила ручку у ребят?
Скажите, на какой вопрос
вы ответили: «тонкий» или
«толстый»?
4. Объясните смысл
последнего предложения.
4. Вы согласны с мнением
учительницы?
Гоголь описывает внешность чёрта, сравнивая его то с немцем, из-за "узенькой, беспрестанно вертевшейся и нюхавшей всё, что ни попадалось" мордочки, то с губернским стряпчим, из-за "острого и длинного, как мундирные фалды" хвоста. Однако по тонким ножкам, пятачку, козлиной бородке и рогам становится понятно, что "никакой он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт". Образ Солохи, на мой взгляд, является наиболее противоречивым образом всей повести. С одной стороны это отрицательный персонаж, при которого автор высмеивает хитрость и лицемерие людей. Обман Солохи в конечном итоге раскрывается, но все же он не становится злом. Каждый герой, оказавшийся в центре хитрой интриги женщины, сам был не прочь обмануться ее очарованием и красотой. Казак Чуб богатый вдовец, который имеет взрослую дочь Оксану. Для любимой дочери он готов сделать все. У нее много нарядов, отец ни в чем ей не отказывает. Вот только замуж желает выдать Оксану за богатого, подходящего жениха, поэтому и ссорится с Вакулой, чтоб он не стал таким претендентом. В этом заключается хвастовство Чуба, его жадность к богатству. Он даже предположить не может, что Оксана может полюбить бедного человека
Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.
Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать.
День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад.