Порядок слов в предложении. Практические задания:
1. Порядок слов в предложении.
Выберите такой порядок слов, чтобы был понятен смысл предложения. Свою мысль обоснуйте (записать в тетради).
1) Солнце закрыло облако. - Облако закрыло солнце.
2) Велосипед разбил автобус. – Автобус разбил велосипед.
3) Трамвай разбил автобус. – Автобус разбил трамвай.
4) Грузовик везет на буксире самосвал. – Самосвал везет на буксире грузовик.
5) Платье задело весло. – Весло задело платье.
2. Согласование подлежащего и сказуемого.
Выберите необходимую форму числа сказуемого
1) Изда…тся ряд новых книг. Шесть стульев сто…т у стола.
2) Меньшинство детей уйд…т. Несколько человек остал…сь.
3) Пришел… сорок один человек. Перед ним сид…т тысяча детей ещё сто дней.
4) Две книги леж….т на столе. Грянул… три раската грома. Сто дней казал…сь ей вечностью.
5) Много людей заболел….
6) Эти две недели быстро.
7) Полчаса уже Пошл… последние полчаса.
8) Вошл… мать с ребенком. – Мать с сыном его люб….т.
3. Согласование определений и приложений.
Употребите определение в необходимой форме.
1) Она страшн… растеряха. - Он неисправим…. задира;
2) четыре глубок… колодца, двадцать два маленьк… окна - три пышн… ветки сирени, двадцать четыре прилежн…. ученицы;
3) следующ… тр… года, люб… четыр… определения; дв… двери, заколоченн… наглухо; четыре сумки, наполненн… продуктами;
4) в городе Казан…, у города Витебск…, к городу Ростов…;
5) в городе Зверев…
6) с городом Нижн… Новгород…, по городу Нижн… Новгород…;
7) между реками Волг…. и Днепр…., у реки Лен…., на реке Шилк…, приток реки Акса…, с рекой Северн… Донец….;
8) на станции метро «Кропоткинск….», в порту Мурманск…., на орбите планеты Юпитер…., в департаменте Борд…;
9) договор с Республикой Замби…, торговые связи между Росси… и Республикой Нигери…. - путешествовали по Республике Кипр…..
4. Правила управления.
Выберите варианты из скобок, чтобы словосочетания обладали смысловой ясностью, а также грамматической и синтаксической правильностью.
А.
1) оплатить - заплатить (расходы, счет, проезд, питание, проживание, работа, билеты, продукты, мебель);
2) скучать по…( близкие, она, вы, мы)
3) по … (получение распоряжения, окончание сессии, истечение срока);
4) вопреки, благодаря … (угроза, хорошее образование, болезнь)
Б.
Благодаря (войне, катастрофе, победе); согласно (распоряжения, распоряжению); заведующий (магазина, магазином); три (новые, новых) состава, вопреки (доказательства, доказательству).
5. Правила использования причастных и деепричастных оборотов.
Исправьте ошибки, возникшие при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения.
2) В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой.
3) Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
4) Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом. - Открыв окно, запахло соснами.
5) Стоя на платформе, быстро подошел поезд.
6) Не пытаясь изобретать Америку, родилась идея.
7) Однажды, ведя урок в девятом классе, девушка с последней парты взвизгнула.
6. Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1) Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления.
2) Судебная экспертиза играет в этом большое значение.
3) Наша беседа продолжалась еще часа два, в заключение которой я уехал.
4) Когда мальчишка трусливо убегал, чувствуя свою значительность, хозяин погрозил ему вслед.
5) Останки великого писателя возвращаются на родину.
6) Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню.
7) Материя это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях.
8) Базаров был не только нигилистом, а также циником.
9) Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким.
10) Литература формирует подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни.
Книга играет огромную и наиболее важную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним передачи знаний, но сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из-за появления многих другие источников и люди стали забывать о существование книг, но все же мир информационных технологий не сможет заменить и вытеснить книги.
С самого раннего возраста, еще с колыбели родители начинают детям читать сказки, тем самым дают понять первое впечатление о книги. Книга воспитывает нравственные качества человека, учит мыслить и рассуждать развивать внутренний мир, только с книгой можно остаться наедине и пережить все те события, о которых повествует важный источник информации так, как только человек начинает читать книгу, он всеми мыслями находиться в ней, стараясь представить всю картину происходящего. Все вокруг становиться не важным, когда находишься за чтением книги. Она передает знания из поколения в поколение, неся за собой всю историю и знания. Она начинает наше воспитание с самого маленького возраста. Этот огромный источник информации становиться для всех маленьким другом.
Календарь
Астрологический, настенный
Показывает, отрывает, перелистывает
Каждый год нужен новый
Время
1. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).
когда - подчинительный, временной, простой
2. Началось с того, что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).
что - подчинительный, изъяснительный, простой
3. Ветер рвал шинель так, будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
будто - подчинительный, сравнительный, простой
4. Песни, сказки, былины будут читать, пока будет русский народ (Л. Толстой).
пока - подчинительный, временной, простой
5. Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой).
оттого что - подчинительный, причинный, составной
6. Он употребил свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).
дабы - подчинительный, Целевой, простой
7. Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).
если - подчинительный, условный, простой