Попробуйте пошутить, употребив в небольшом по объему стихотворении или прозаическом тексте разные виды омонимов ( порублю- по рублю, сосна -со сна, большая медведица - большая медведица и т. п.)
Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. Для меня это Средняя полоса.
Рязанские поля и берёзы, калужские и тульские перелески, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, - это всё мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.
Я очень люблю эту землю. И эта любовь понятна всем, кто сумел приглядеться к красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.
В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни. Мы знаем снег и июльский зной. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.
Каким ослепительно синим бывает небо, когда дни начинают прибавлять, как звенит снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!
Сколько дождей разных и непохожих видел я! У этих дождей названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.
Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные или тяжёлые. Изморозь, зимний узор на окнах…
Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно сменяется задумчивым августом…
Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.Песков.)
есть ли сейчас митрофанушки? чтобы ответить на вопрос «есть ли сейчас митрофанушки? », вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии д, и. фонвизина «недоросль».
«недоросль» — не только лучшая комедия драматурга, но и всей драматургии xviii века в целом. эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «недоросль» все еще ставится на сцене.
своей живучестью и актуальностью комедия фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало нарицательным. стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
до фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения, недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного петром i для поступления на службу. у фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
как и все просветители xviii века, д. и. фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. и в лице грубого неуча митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». образ митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
дурное воспитание и полное пренебрежение к учению митрофанушка получил в наследство от родных — простаковых и скотини- ных, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. мать митрофанушки, простакова — урожденная скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. она не считается с достоинством тех, кто живет рядом; давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. единственный, в ком она души не чает, сын митрофанушка. воспитанный матерью, митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. само имя митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери. таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни , ни грамматики. но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. вполне естественно, что скотининым-простако- вым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
недорослю митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
образ недоросля митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «в сей комедии, — писал п. а. вяземский, — так много действительности… мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами митрофанушки, т. е. будто служившими образцом фонвизину».
комедия фонвизина «недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. но не пора ли выйти за пределы той эпохи? ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в xviii веке.
Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. Для меня это Средняя полоса.
Рязанские поля и берёзы, калужские и тульские перелески, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, - это всё мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.
Я очень люблю эту землю. И эта любовь понятна всем, кто сумел приглядеться к красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.
В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни. Мы знаем снег и июльский зной. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам.
Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.
Каким ослепительно синим бывает небо, когда дни начинают прибавлять, как звенит снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!
Сколько дождей разных и непохожих видел я! У этих дождей названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.
Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные или тяжёлые. Изморозь, зимний узор на окнах…
Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно сменяется задумчивым августом…
Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.Песков.)
есть ли сейчас митрофанушки? чтобы ответить на вопрос «есть ли сейчас митрофанушки? », вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии д, и. фонвизина «недоросль».
«недоросль» — не только лучшая комедия драматурга, но и всей драматургии xviii века в целом. эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «недоросль» все еще ставится на сцене.
своей живучестью и актуальностью комедия фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало нарицательным. стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
до фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения, недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного петром i для поступления на службу. у фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
как и все просветители xviii века, д. и. фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. и в лице грубого неуча митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». образ митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
дурное воспитание и полное пренебрежение к учению митрофанушка получил в наследство от родных — простаковых и скотини- ных, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. мать митрофанушки, простакова — урожденная скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. она не считается с достоинством тех, кто живет рядом; давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. единственный, в ком она души не чает, сын митрофанушка. воспитанный матерью, митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. само имя митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери. таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни , ни грамматики. но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. вполне естественно, что скотининым-простако- вым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
недорослю митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
образ недоросля митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «в сей комедии, — писал п. а. вяземский, — так много действительности… мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами митрофанушки, т. е. будто служившими образцом фонвизину».
комедия фонвизина «недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. но не пора ли выйти за пределы той эпохи? ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в xviii веке.