Подчеркните сочинительные союзы, соединяющие части сложного предложения. Объясните знаки препинания перед этими союзами. Обратите внимание: а) перед каким союзом стоит точка с за-пятой; б) что собой представляют части сложного предложения, разделённые точкой с запятой: построены они по модели простого или сложного предложения; в) тесно ли связаны по смыслу части сложного предложения, соединённые сочинительным союзом. Сделайте вывод, в каких предложениях соблюдены оба условия (структурное и содержа-тельное) постановки точки с запятой, а в каких - только содержа-тельное. 1) Иные помещики вздумали было покупать сами косы за на¬личные деньги и раздавать в долг мужикам по той же цене; но мужики оказались недовольными и даже впали в уныние... (Т.) 2) Он понимал, что тяжело болен, но он верил, что всё образуется, коль скоро он останется жить на Ривьере; врачи же полагали, что ему нужен горный или северный климат (Наб.). 3) Он ни с того ни с сего, как говорится, взял да и рассказал мне довольно замеча¬тельный случай; а я вот и довожу теперь его рассказ до сведения благосклонных читателей (Т.). 4) В деле никто не любит смотреть на раненого, и я, инстинктивно торопясь удалиться от этого зрелища, приказал скорей везти его на перевязочный пункт и отошёл к орудиям; но через несколько минут мне сказали, что Веленчук зовёт меня, и я подошёл к повозке (Л.Т.). 5) Я уже прежде, по её платью, телодвижениям и выговору, узнал в ней дворовую жен¬щину - не бабу и не мещанку; но только теперь я рассмотрел хоро¬шенько её черты (Т.); 6) Арина Власовна боялась ласкать сына, и он не ободрял её, не вызывал её на ласки; притом же и Василий Ива¬нович присоветовал ей не очень его «беспокоить» (Т.). 7) То мне хо¬телось уйти в монастырь, сидеть там по целым дням у окошка и смотреть на деревья и поля; то я воображал, как я покупаю деся¬тин пять земли и живу помещиком; то я давал себе слово, что зай¬мусь наукой и непременно сделаюсь профессором какого-нибудь провинциального университета (Ч.). 8) Раньше он не бывал так приветлив, и Лаптев заключил, что о предложении его уже из¬вестно доктору; и это ему не понравилось (Ч.). 9) Мы сидели в тени; но и в тени было душно (Т.). 10) А человек между тем умирает; а другой бы его лекарь Т.).
Хотелось бы,(сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; границы предложений) чтобы вы, ребята, (обращение выделяется с обеих сторон запятыми) крепко дружили с произведениями наших классиков:(однородные члены, стоящие после обобщающего слова, ставится двоеточие после обобщающего слова, а при однородных членах –запятые) Пушкина,Лермонтова,Гоголя,Некрасова,Льва Толстого,Горького.
Прочитав книги этих писателей,( обособление деепричастного оборота) почувствуете себя сильнее,(однородные члены предложения) сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих,ощутите всю прелесть русского языка.
Деепричастия:
- глядючи (устаревшее; устаревший суффикс деепричастий -ючи)
- красуясь (устаревшее)
- глядясь
- расцветая
- собираясь
- наряжаясь
- бросив
- связав
- любя
(устаревшее; устаревшая форма деепричастия совершенного вида, в настоящее время используется форма »)
- блуждая
- залая (устаревшее; устаревшая форма деепричастия совершенного вида, в настоящее время используется форма «залаяв»)
- играя
- ласкаясь
- подбираясь
- закрасневшись
- мелькая
- вспоминая
- сев
- угрожая
- поджидая
- сидя
- воя
- вбежав
- сотворив
- ожидая
- не унывая
- взывая
- качаясь
- привздохнув (устаревшее; глагол, от которого образовано данное деепричастие, в современном русском языке используется без приставки: вздохнуть - вздохнув)
- беседуя
- вскочив
- разбив
Все остальные деепричастия, кроме указанных, в современном русском языке используются в тех же формах. Лексические значения всех деепричастий не изменились.
Деепричастия делают текст более живым, красочным, позволяют более полно и изобразительно передать поведение героев, а также те действия, которые они совершают.
В сказке Пушкина деепричастия являются одним из художественных приёмов, призванных оживить описанную историю. Их в тексте большое количество (больше 30), что позволило автору в полной мере описать его замысел.