Подберите три упражнения из школьных учебников русского языка, формирующие фонетические умения учащихся начальных классов. Определите целевую направленность приведённых упражнений. Примечание. Делаем скриншот страницы учебника, где приведено фонетическое упражнение, ниже указываем, на что оно направлено.
К названным видам фонетических заданий добавим очень важное, на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.
Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить работу разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.
Упражнение выполняется так:
Учитель орфоэпически читает знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
Учащиеся так же орфоэпически вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово.
Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга. Выберите вариант, на Ваш взгляд, более удачный.)
Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, ставят ударение.
«Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено. Вот так будет выглядеть запись в тетради:
Дополнительно можно просить посчитать, сколько в том или ином слове всего звуков, сколько среди них гласных, сколько согласных; пусть определят, какой звук идет после согласного – согласный или гласный и т.п. Если в диктуемой вами строке есть предлоги или другие слова », их нужно писать отдельно; если при этом предлог без гласного, пусть записывают его короткой черточкой»