. Подберите текст по Экология. Произведите структурно-смысловой анализ текста.
Схема комплексного анализа научного текста
1. Тема, идея
2. Стиль, подстиль (научно-учебный, научно-популярный, собственно-научный) и жанр текста.
3. Функционально-смысловой тип речи в тексте (описание, повествование, рассуждение).
4. Языковые особенности:
a) Лексика –
b) термины – общенаучные и узкоспециальные;
c) Фразеология (например, в известной степени, оставить попытки, назрела необходимость);
d) Словообразование (суффикс –изм, -ение, -(н)ость, -ция, -ство и др., сложные слова, аббревиация); интернациональные корни: (био-, гидро-, макро- и т.д.)
e) Морфология
- имена существительные с конкретным или абстрактным понятием; их больше, чем глаголов; практически не используются глаголы в 1-и 2-м лице ед.ч. (я, ты); глаголы в форме 1-го лица множ.ч. (мы);
- отглагольные существительные (приводняется - приводнение, перематывает — перемотка);
- глаголы в настоящем времени, несов.в.;
- краткие прилагательные в значении постоянного признака (Инертные газы не активны, щелочные металлы в своих соединениях одновалентны);
- причастия и деепричастные обороты;
-имя числительное;
е) Синтаксис (тип предложения – СПП, БСП, назывные, безличные, неопределенно-личные)
5. Вывод. Заключение по КЗТ.
Свободного времени у меня не так уж много. Дважды в неделю после школы я занимаюсь спортом (плаванием), а в субботу хожу в конструкторскую секцию. Но иногда, когда мне не нужно делать уроки маме по хозяйству или ходить на секции, у меня все же появляется свободное время.
Его я люблю проводить в кругу друзей и семьи. Иногда, если погода хорошая, мы с ребятами собираем команду и играем в футбол или волейбол. А если на улице идет дождь или мороз, мы собираемся у кого-нибудь дома и смотрим фильмы или играем в игры. Больше всего мне нравится играть в твистер – это веселая игра, когда нужно ставить руки и ноги на разноцветные фигуры, разложенные на полу. Иногда играем в монополию, но она нравится не всем.
СПП с придаточными времени (выделены)
1. Когда он явился в цепь, там была уж сильная перестрелка.
2. Когда поручик Вулич подошел к столу, то все замолчали, ожидая от него какой-нибудь оригинальной выходки.
3. Он подошел к стене, на которой висело оружие, и наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов; мы еще его не понимали; но когда он взвел курок и насыпал на полку пороху, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки.
(в составе сложного предложения с разными видами связи)
4. Когда он рассеялся, сняли фуражку: она была пробита в самой середине и пуля глубоко засела в стене.
(в составе сложного предложения с разными видами связи)
__
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Объяснение:
ПОДПИСКУ И