По обеим сторонам дома разбросано было
несколько ЖИЛЫХ
служб
разнообразных строений сарай конюшня
погреба амбары застольная изба баня и
господская кухня. 2) Шум брань мычание
блеяние рев всё сливается
нестройный говор. 3) И море и небо и белый
песок все радовало глаз. 4) Посаженные
заботливыми руками человека деревья клён
тополь акация берёзы зеленели приветливо
и и свежо. 5) Повсюду мох и внизу и под
ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
— Есенин С. А. Не напрасно дули ветры
[править] Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
— Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных
[править] Анафора строфическая
З е м л я!. .
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я!. .
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поет.
З е м л я!. .
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
З е м л я!. .
На запад, на восток,
На север и на юг…
Припал бы, обнял Моргунок,
Да не хватает рук…
— Твардовский А. Т.
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
[править] Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С.
[править] Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты. | /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты. | /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша переносится… | /\ /\
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков) .
Вдруг снеговик заговорил. Он высказала огромную благодарность Настеньке за жизнь. Каждый день девочка общалась со снеговиком. Они рассказывали друг другу сказки. Настя рассказывала снеговику о своей учёбе, о своих друзьях. Снеговик хвалил её за хорошие оценки. Но зима заканчивалась и пришлось девочке занести снеговика домой, в холодильник.
Настенька подросла, снеговик всё также стоял в холодильнике. Но девочка перестала уделять внимание своему другу. Снеговик скучал, иногда даже плакал. Ведь он видел ничего, кроме дверцы холодильника.
Однажды мама девочки решила выбросить снеговика на улицу, о чём и сказала девочке.Вдруг Настя вспомнила о своём друге. Ей стало стыдно. Она стала каждый день общаться с другом. Снеговик был счастлив.
Зимой Настя выносила снеговика на улицу, а ближе к весне приносила в холодильник. Они общались, делились своими секретами. Дружба их продолжалась.