Письмо [8] Задание 2.
Прочитайте текст. Напишите его выборочное изложение на тему «Казахстан – крупное сухопутное государство». Приведите в тексте известные вам факты и примеры по данной теме из других источников. Соблюдайте логичность и последовательность изложения информации. Пишите грамотно.
Текст
Казахстан – это Азия и Европа, а точнее – Центральная Азия. Его территория огромна: Казахстан занимает девятое место в мире и второе в СНГ (после России), превосходя по площади территории все остальные страны Содружества. Это самая сухопутная страна. На планете нет места, которое было бы удалено от океанов, чем восточная часть республики. Её жители – самые сухопутные люди в мире.
Казахстан примечателен не только своими размерами, но и природными контрастами. Самые северные точки его лежат на широте Казани и Москвы, а южные – Мадрида, Стамбула, Баку. Отдельные его части расположены на десятки метров ниже уровня моря, тогда как другие поднялись выше облаков, а их вершины намного превосходят Монблан – высшую точку Европы. Разнохарактерная природа Казахстана отразилась в их названиях: Каратау – «чёрные горы», Актау – «белые горы», Кокшетау – «голубые горы», Алатау – «пёстрые горы».
Более половины площади страны занимают равнины, среди которых выделяются три низменности: Прикаспийская, Западно-Сибирская и Туранская, четвёртую часть занимают холмистые, мелкогорные и среднегористые районы и одну десятую часть – высокогорные хребты: Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая и Алтая, окаймляющие территорию республики с юга, юго-востока и востока.
Горные районы Южного и Восточного Казахстана являются местом отдыха населения. Этому возможность заниматься здесь активными видами отдыха и спортом. Всё большее развитие получает лыжный туризм, многие туристы и отдыхающие устремляются сюда, чтобы полюбоваться красотами ледников и озёр, альпийских лугов и лесных массивов. Здесь имеется возможность также для прокладки интересных горно-пешеходных маршрутов различной категории сложности.
С вершин гор и горных склонов берут начало реки Казахстана. Как и горы, с которых они начинаются, многие реки имеют своеобразные названия (Аксу – «белая вода», Карасу – «черная вода»). Стоит вам побывать хоть раз на берегах этих «цветных» рек, и вы сразу поймёте, насколько верно даны им эти названия.
Очень разнообразен и климат республики. В Алматы средняя температура июля такая же, как и в Шри-Ланке (Цейлоне), на Калимантане (Борнео) и Яве. А ведь эти острова находятся на экваторе или недалеко от него! Но вот зато зимой в Восточном Казахстане холоднее, чем на островах Арктики – новой Земле или Шпицбергене. Когда на юге республики уже идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом.
А) Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А, не до слов теперь!(Г.); Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У, какие страсти! (Даль); Эге, да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу, сверчок за печкой затрещал (С.-Щ.); «Батюшки, задавили», — послышался женский голос (Л.Т.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы, не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки, ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе
На летних каникулах я устроилась в молодежный журнал на практику. Редактор дал мне первое задание – написать репортаж о подготовке спортсменов к Олимпийским играм. Взяв фотоаппарат, блокнот и ручку я отправилась в детскую спортивную школу. Там растят будущих олимпийских чемпионов.
Я очень переживала, стояла в коридоре школы и не знала с чего начать. Услышав веселый смех за дверью, я направилась туда. За дверью оказался гимнастический зал. Там занимались юные гимнастки. Зал был большой и светлый. Он был оборудован всевозможными гимнастическими снарядами: козлы, турники, брусья и шведская стенка.
Занятие проводила заслуженный тренер России по художественной гимнастике Иванова Ольга Петровна. Не смотря на то, что в зале было много девушек, никто никому не мешал – каждый был занят своим делом. Некоторые спортсменки делали разминку, другие выполняли упражнения с лентами, а некоторые отдыхали на лавочке. Все девушки красивые и стройные, в гимнастических купальниках, с подвязанными лентами волосами.
В середине зала тренер учила троих девочек новому упражнению с обручем. Девочки синхронно вытягивали обручи вверх и держали осанку. По тренеру видно, что она очень опытная. Она была чемпионкой мира в 1989 году. Для каждой из девочек попасть в ее группу - огромная удача. Поэтому они, даже отдыхая на лавочке, ловили каждое ее слово и наблюдали за движениями подруг.
На мое появление обратила внимание девочка, стоящая возле лавочки. Она была одета в красный купальник и белые гольфы. Ее раскрасневшееся лицо, слипшиеся от пота светленькие волосы - выдавали тяжелый труд девчонок. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо много и упорно работать. Несмотря на усталость, она улыбалась, и ее глаза сияли черными угольками. Я подумала, что она очень подойдет для моего фото репортажа.
Ольга Петровна подошла ко мне. Мы познакомились. Ручка побежала по страничкам блокнота, записывая мое первое интервью. Да, гимнастки такие разные, не только внешне, а и по характеру, но я верю - это будущие чемпионки. Почему? Да обладая упорством и трудолюбием, в руках талантливого тренера несомненно вырастит новая звезда и придет успех.