Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.
1.В жару и в холод, в дождь и в метель, в туман и мокрый снег ты должен нести службу.
2.Теперь ему приходилось рубить дрова, топить русскую печь, заменять прогнившие доски на крыльце, латать дыры в протекающей крыше.
3.Она держала букет из белых, ярко-красных, бордовых роз.
4.Грачи, скворцы, ласточки прилетают к нам весной.
«Земля родная»
Следующей темой уроков по литературе будут небольшие главы из книги «Земля родная» специалиста по древнерусской литературе, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
С этой темой приходит к школьникам и новый литературный жанр — жанр публицистики. Что это за жанр? Чем интересен? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?
Раздел по теории литературы и справочник литературоведческих терминов школьникам закрепить сведения, полученные в классе от учителя, подготовить и самим сообщение об этом жанре, подобрать свой пример из любых публицистических материалов.
Имя Д. С. Лихачева, несомненно, известно семиклассникам. Новые сведения они почерпнут из автобиографического рассказа, данного в книге «Земля родная». Ученый рассказывает о том, как складывалась его судьба. Учащиеся обратят внимание на то, как объясняется в книге слово «земля» и как оно обыгрывается в тексте: «Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств».
Школьники прочитают суждения Д. С. Лихачева на различные темы в главах: «Молодость — это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир!», «Учиться говорить и писать», которые включены в учебник, а также и в тех, которые будут прочитаны учащимися в книге «Земля родная» самостоятельно.
Эти главы как бы напутствие начинающим жить подросткам, вступающим во взрослую жизнь со всеми ее сложностями и трудностями. Мы невольно вспомним и напутствие Владимира Мономаха, которое прозвучало в начале учебного года.
Мир и радость открываются тем, кто их хочет и стремится увидеть, кто несет в себе добро и сострадание, кто на благородные поступки. Большая русская литература, устное народное творчество всегда отдавали предпочтение характерам добрым, любящим труд, имеющим сострадание к окружающим людям.
Рассмотрим каждую из глав книги «Земля родная», включенных в учебник-хрестоматию. Например, в главе «Молодость — это вся жизнь» ученый рассказывает о том, что школьником ему казалось: «…вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе… А в действительности оказалось иначе…» Как же оказалось? «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново…» Какие примеры этому приводит автор? Какие советы дает ученый молодым? Эту небольшую главу можно посоветовать пересказать близко к тексту или выразительно прочитать по тексту.
Не менее важна глава «Искусство открывает нам большой мир!». Какие мысли в ней важны нам и сегодня? Почему русская культура называется автором открытой, доброй к смелой, все принимающей и творчески осмысливающей? В чем ценность замечательных художников? Что нужно, чтобы понимать литературу, музыку, живопись?
Совсем необычная глава «Не быть смешным». Пусть ученики самостоятельно ее прочтут. В ней говорится «о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием». Что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным?
Нужно каждому «учиться говорить и писать». Этому учатся дети с первого класса, но не об этом умении говорит ученый. Что такое язык человека? Что нужно, чтобы публично выступать и при этом быть интересным слушателям? Глава заканчивается словами; «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Как вы понимаете эту концовку?
Прочитайте и другие главы этой книги, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам?
Учащиеся читают, пересказывают текст, отвечают на во готовят самостоятельно рассуждения-размышления по поводу прочитанного, отзывы на публицистические произведения, прочитанные самостоятельно.
Сочинения-рассуждения в публицистическом жанре на различные темы, близкие учащимся, могут быть такими, например: «Почему трудно быть подростком?», «О товариществе в нашем классе». Можно предложить написать эссе на тему: «Какие идеи писателей-классиков могли бы стать мне поучением?», «Напутствия писателей и ученых, которым нельзя не следовать», а также подготовить выступление на вечере или конференции: «Взаимоотношения взрослых и детей в произведениях писателей XIX и XX веков», «Что воспитывается в человеке благодаря юмористическим и сатирическим произведениям».
Мы не рассматриваем тексты и во к ним с подробностями, которые бы связывали учителя, но предлагаем лишь направления, по которым можно с