Перепишите предложения, раскрывая скобки и
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Выделите все приложения.
1.Мой сосед маленький нервный человек
ра..казал мне стра(н, нн)ую историю. (М.
Горький)
2.Хозяин суровый мужик (н..)рад был
(н..)гостям (н..)наживе (Н. Лесков)
3.Умница Маша извес..ная так(же) как Маша
(красавица) не хотела расстават..ся н.. с этим
чудо (городом) н.. с живописными садами н..
даже с дедом (корзинщиком).
4.Последний месяц зимы февраль подходил к
концу и (н..)вольно вспомн..лись строки
Пастернака из стихотворения Февраль.
5.Отряд бойцов (сапёров) отпр..влялся на
традицио..о опас..ное задание пон..мая что
успех будет завис..ть от слаже..ых действий
всех и каждого.
6.Учителем (французом) представился
Дубровский Троекурову богатейшему и
вл..ят..льнейшему помещику.
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания
1) Я был резв, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив, и ласкою от меня можно было добиться всего.
2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание, и никто не умел за меня взяться.
3) Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.
4) Всё дальше путь, и месяц выше, и звёзды меркнут в серебре.
5) Где-то в глубине глухо посвистывал сквозняк и капала вода с прозрачным звуком.
6) То ли рассветало, то ли тучи на небе рассеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях.
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. (2)
2) Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому. (3)
3) Смотрю на свой каменный дом, а он ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится. (4)
3.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения
1) Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар. - Нёс я тетрадки, кладовую несгораемых слов; они выручали.
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу. - Зазвенели пилы; застучали топоры; ковали гвозди, якоря; корабли пошли.
3) Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар. - Леса вставали на пути.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
К утру ветер ослабел и снег перестал.
2) Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался, и начинался неторопливый разговор.
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень и наполнила ароматом весь сад.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1) и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут, (5) под Воронежем, (6) царь нашёл то, (7) что искал.
1, 4, 7.
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания
1) Я был резв, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив, и ласкою от меня можно было добиться всего.
2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание, и никто не умел за меня взяться.
3) Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.
4) Всё дальше путь, и месяц выше, и звёзды меркнут в серебре.
5) Где-то в глубине глухо посвистывал сквозняк и капала вода с прозрачным звуком.
6) То ли рассветало, то ли тучи на небе рассеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях.
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. (2)
2) Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому. (3)
3) Смотрю на свой каменный дом, а он ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится. (4)
3.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения
1) Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар. - Нёс я тетрадки, кладовую несгораемых слов; они выручали.
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу. - Зазвенели пилы; застучали топоры; ковали гвозди, якоря; корабли пошли.
3) Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар. - Леса вставали на пути.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
К утру ветер ослабел и снег перестал.
2) Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался, и начинался неторопливый разговор.
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень и наполнила ароматом весь сад.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1) и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут, (5) под Воронежем, (6) царь нашёл то, (7) что искал.
1, 4, 7.