Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.
1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила — там и слабость, где слабость — сила, радость — горе, легкость — трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов)
2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна — смотря по настроению. (А. П. Чехов)
3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин)
4) Если бы можно было вернуть дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность — трудом, скуку — радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)
5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
Задание № 2
Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Выпишите их.
1)
Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)
2)
Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)
3)
Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)
4 )
Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)
5)
Сев в такси,
С такса:
— За проезд какая такса? (Я. Козловский)
Задание № 3
К каждому синонимическому ряду напишите синонимический ряд с противоположным значением. Образец: грядущее, будущее минувшее
Быстрый, стремительный, скорый –
Жаркий, знойный, горячий –
Сердечный, душевный –
Благодеяние, добро, благо –
Расположение, симпатия -
Задание № 4
Проверьте ваше знание значений заимствованных слов: подберите к ним слова-синонимы русского происхождения
Абориген, адаптация, альтернатива, аудиенция, демагогия, дискриминация, иллюзия, интуиция, контекст, лицензия, приоритет, протекция, резюме, суверенитет, эволюция
Задание № 5
В стихотворении М. Исаковского «Хорошо в застенчивой прохладе…» найдите средства создания образности и выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения), выпишите их.
Хорошо в застенчивой прохладе
Слушать шелест дальних голосов.
Задрожали золотые пряди
В волосах притихнувших лесов.
Стали сосны сдержанней и глуше,
Все о чем-то шепчутся во сне,
Словно чьи-то старческие души
Загрустили о былой весне.
Я стою и вслух слагаю строчки -
Как чеканят осень пятачки,
Как брусника спелая на кочке
Открывает нежные зрачки.
А вверху над сонными полями
Далеко от вянущей земли
Облака плывут под парусами,
Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).